Дождались! Сегодня ночью Сатья Наделла, впервые появившийся перед камерами в качестве генерального директора Microsoft, представил версию основных инструментов MS Office для iPad. Собственно разработка была завершена ещё до его вступления в должность, но заслуга Наделлы в том, что он дал отмашку на запуск: Балмер так и не смог решиться отчислять 30% с продаж Office — главной дойной коровы софтверного гиганта — в пользу Apple. А нынешний CEO ещё и пообещал, что «Айпадом» дело не ограничится: будут тач-версии «Офиса» для Android и, конечно, Windows 8. Впрочем, сенсацией стал именно айпадовский релиз.
Функционально, MS Office for iPad — обычная связка Word, Excel и PowerPoint, доступная через Apple App Store для устройств семейства iPad с iOS 7.0 и выше (русифицированная версия уже есть). Но, в отличие от стартовавшей ранее Office Mobile для смартфонов, считающейся недоделкой из-за множества недостающих функций, и похожей на него браузерной Office Online, айпадовский вариант — полноценный, стопроцентно совместимый с настольной версией продукт. Ну или по крайней мере таковым он кажется на первый взгляд и так его позиционирует сама Microsoft: проверить, естественно, никто пока не успел.
Приспособить Office для планшеток было непростой задачей даже технически. Ведь мало адаптироваться к небольшому экрану, мало подстроиться под недостаточную вычислительную мощь (которая, увы, заметна на сложном форматировании; поэтому же нет некоторых десктопных функций — вроде возможности вставить видео в презентацию), прежде всего необходимо переработать интерфейс «под палец». Microsoft справилась с этой задачей вроде бы успешно, кое-что убрав, кое-что изменив, а местами добавив новых элементов (например, отдельную цифровую панель в Excel).
Office for iPad предлагается на условиях подписки. Грубо это 100 долларов в год (уплачиваемых в рамках подписного сервиса Office 365), что даёт право на эксплуатацию сразу пяти копий пакета на любых устройствах. (Удобно! Пакет привязан к облачному накопителю OneDrive, так что текущий документ сразу же можно открыть на другом устройстве.) Будет и студенческая версия подешевле, а также совсем бесплатная — ограниченная просмотром.
Отчего такой шум (известие о выпуске Office for iPad немедленно стало самой обсуждаемой новостью недели)? Дело в том, что, помимо преодоления чисто технических сложностей, айпадовский релиз означает для Microsoft и несколько нелёгких стратегических подвижек. И прежде всего это возврат к истокам, к методам, которыми софтверный гигант славился в первую четверть века своего существования.
Ведь сколько копий сломано вокруг вопроса, считать ли iPad и прочие планшетки игрушкой для потребления контента — или всё-таки заменой персоналке, способной контент производить? Теперь владельцы самого популярного инструмента для генерации контента (едва ли в цифровом мире что-то может сравниться с Office, установленная база которого давно перевалила за миллиард единиц), лично выразили своё мнение на этот счёт. Точка! Планшетки официально, на самом высоком уровне, признаны заменой персональному компьютеру. И значит, Microsoft, которая вроде бы начала смещать акцент с обывателя на корпоративного пользователя, вновь переносит внимание на простого юзера: ведь планшетка — чисто обывательский продукт.
Другой непростой и очень важный нюанс: отныне Microsoft предлагает свой самый важный продукт через подписку. Отказ от классической продажи в пользу периодических платежей — штука с непредсказуемым исходом даже для такого крупного и успешного производителя. (Не верите — спросите у Adobe, за которой аналитики сейчас следят затаив дыхание: продолжат ли пользователи платить за недавно ставший подписным Photoshop?) Одно из несомненных преимуществ — в избавлении от версионности: подписка гарантирует самую свежую версию продукта на весь оплаченный период. Вот только в долгосрочной перспективе расходы на софт могут возрасти…
Наконец, третья стратегическая перемена заключается в отказе Microsoft от «Windows-центричной модели мироздания». Под руководством Наделлы софтверный гигант взял курс «на мобильное и облачное» (цитата); это подразумевает, что его операционная система не будет более обязательным элементом всех и каждого начинаний компании. Минимум последние десять лет Windows висит мёртвым грузом на шее Microsoft, мешая ей играть в полную силу на всех возможных полях: Windows über alles, всё остальное ей подчинялось. Отныне это в прошлом. Microsoft снова, как в далёких 80-х, ориентируется на все популярные платформы (когда-то она поддерживала и Mac OS, и OS/2).
Отличные вводные — и всё равно многие считают, что релиз слишком запоздал. Office for iPad надо было запускать как можно быстрее после появления первой планшетки. Потому что сегодня, четыре года спустя, публика уже пересела на альтернативные продукты — возможно, более простые, разрозненные, зато работающие здесь и сейчас (вспомните «“Фотошопы” и “офисы” обречены«). Консьюмеризация ИТ оттеснила Microsoft на обочину: натурально, у неё нет ни единого мобильного продукта, который был бы сейчас так же популярен, как, скажем, Google Chrome или Apple Maps. И сможет ли она теперь наверстать упущенное, сократить отставание от новых лидеров, вернуть себе былое могущество на мобильной сцене? Станет ли «тачскриновый» «пальцевый» Office для мобильных пользователей тем же, чем стал Office для пользователей персоналок?
Ведь сменился не только основной инструмент среднестатистического «компьютерного» пользователя: вместо персоналки сегодня это планшетка и смартфон. Изменились и потребности этого самого среднего юзера. Тридцать лет назад, когда Microsoft заливала фундамент своей софтверной империи, убойными приложениями были текстовый процессинг и электронная таблица. Ради них зачастую компьютер и покупали! Сегодня всё по-другому. Сегодня цифровое устройство берут ради общения, социальный сетей, игр. Офисные задачи превратились лишь в небольшой сегмент на широком круге. Так что даже с заточенным «под палец» «Офисом» Microsoft теперь может претендовать лишь на кусочек общего пирога, а не на пирог целиком!
Устроит ли её новая роль? Прокормит ли?