В последние годы двумерные (матричные) QR-коды (от английского Quick Response, то есть «быстрый отклик») получили самое широкое распространение: их нередко используют в рекламе, в различных вывесках и музейных табличках, на плакатах и в журналах. Это произошло в значительной степени благодаря популярности смартфонов и планшетов, способных после установки небольшого приложения безошибочно распознавать такие коды. Чаще всего в QR-кодах зашифрованы ссылки на страницы в интернете, сведения о сети Wi-Fi, СМС с номером и сообщением, текст или географические координаты объекта, но теоретически в них могут скрываться какие угодно данные.
Однако популярность любой технологии, особенно значительно упрощающей какие-то не слишком удобные действия, неизбежно вызывает повышенный интерес злоумышленников, пытающихся использовать её для извлечения незаконной выгоды. И QR-коды не стали исключением из правила, хотя на первый взгляд совершенно непонятно, как их можно использовать, к примеру, для кражи личной информации или денежных средств.
По уже весьма устаревшим данным ComScore за июнь 2011 года, только за один тот месяц в США более 14 миллионов человек старше 13 лет просканировали какой-либо QR-код своим мобильным телефоном: около 39% сделали это в магазинах, примерно 20% — на работе, а приблизительно 58% — у себя дома. И это данные, касающиеся исключительно территории США!
Большая часть из тех, кто воспользовался QR-кодами, — мужчины (60,5%), более половины любителей инноваций (53,4%) приходится на возраст от 18 до 34 лет, около трети (36%) — от 25 до 34, при этом годовой доход семей 36,1% пользователей (более чем одного из трёх) превышал $100 000! Молодые состоятельные мужчины — лакомый кусочек для любых мошенников.
Между тем приёмы взломщиков применительно к QR-кодам остаются теми же самыми, что используются при взломе любых других электронных систем: это, как всегда, сочетание чисто технических средств с элементами социального инжиниринга. Цели тоже остаются неизменными: похищение cookies и личных данных, фишинг, взлом виртуальных магазинов и даже Google Glass.
Чтобы приобрести что-нибудь в интернет-магазине, виртуальном магазине либо через рекламу на улице, в журнале или в интернете с помощью QR-кода, нужно просто просканировать этот код камерой смартфона или планшета, после чего вы будете перенаправлены на веб-страницу с дополнительной информацией о товаре и способах оплаты и доставки. При этом вы отправляете в интернет какие-то ваши личные данные, в том числе и реквизиты оплаты для карточной или какой-то другой платёжной системы.
Вот самая элементарная схема мошенничества с QR-кодами, расположенными в публичных местах. Возьмём для примера виртуальные магазины, которые представляют собой просто большие стенды с фотографиями товаров, их ценами и соответствующими QR-кодами. Обычно в таких магазинах есть три варианты доставки после оплаты: скачивание (для музыки, видео или программного обеспечения), распечатка (для билетов или флаерсов) или собственно доставка (для каких-то физических предметов).
Чтобы перехватить личные данные и, если повезёт, одновременно и денежные средства жертвы, достаточно просто подменить QR-код, который отправлял бы на сфальсифицированную страницу и заставлял покупателя перечислить деньги на подставной счёт. Программ для генерирования такого кода существует множество, в том числе и совершенно бесплатных. В результате злоумышленник может получить практически полный пакет данных: имя и адрес покупателя и номер его платёжной карты.
Более затратный, но, возможно, ещё более эффективный способ мошенничества — это печать и распространение рекламных буклетов, каталогов и прочего маркетингового хлама, распространяемого по почтовым ящикам и просто в разных общественных местах. При этом злоумышленнику даже не обязательно маскироваться под какой-то известный магазин или торговую сеть: достаточно предложить какие-нибудь сногсшибательные «акции и скидки», и этот примитивнейший приём социальной инженерии сделает своё дело. В остальном же результат всё тот же: вы дарите мошенникам не только деньги, но и номер кредитки и свой адрес.
Для хищения личных данных, используемых вами в интернете, применяется ещё один способ — кража файлов cookies браузера, в которых хранится самая разнообразная информация о посещённых вами сайтах, включая настройки и данные о сессии, позволяющие не авторизоваться всякий раз при заходе на ресурс. Для этого достаточно просканировать подложный QR-код: он переправит вас на фейковую страницу, которая не будет выглядеть особенно подозрительной и не сделает ничего заметного, а лишь похитит файлы cookies. И если «большие» антивирусы сегодня почти в обязательном порядке проверяют соответствие реального URL тому, что демонстрируется пользователю, упрощённые версии для смартфонов и планшетов могут пропустить подобную подмену.
Перехватив вашу сессию, например, в интернет-магазине, злоумышленник сможет добраться не только до личных данных, но и до сведений о платёжной карте. При этом он, скорее всего, не будет заказывать что-то именно в этом магазине, а воспользуется полученными сведениями для фабрикации карты-двойника или для добывания какой-то более подробной информации о жертве.
Хорошо известен также случай, когда по QR-коду на смартфоны под управлением Android вместо интернет-мессенджера загружался СМС-троян Jimm, рассылавший платные эсэмэски с аппарата жертвы.
Всё это довольно простые и незатейливые способы, но среди взломщиков существуют и настоящие «художники», заставляющие насладиться красотой и элегантностью не только процесса, но даже самой идеи проникновения в систему. В мае 2013 года появилась информация о том, что специалистам компании по сетевой безопасности Lookout Mobile удалось взломать очки-компьютер Google Glass при помощи QR-кода, а точнее, с помощью так называемых фотобомб, «взрывающихся» при фиксировании очками QR-кодов. Дело в том, что это устройство способно автоматически сканировать любую картинку с целью распознавания объектов, которые могут представлять интерес для владельца.
По уверениям Google, сейчас эта уязвимость устранена, но изначально в QR-кодах, которые используются для настройки очков, можно было зашифровать любые команды, в том числе и позволяющие получить полный удалённый доступ к устройству, незаметный для владельца. Кроме того, ранее можно было «заставить» очки подключиться ко взломанной точке доступа Wi-Fi или устройству с Bluetooth и перехватывать любую информацию, передаваемую как от очков, так и к очкам, — то есть, грубо говоря, можно было показать владельцу сфабрикованную картинку. Сейчас возможность автоматического подключения к Wi-Fi заблокирована, и очки Google Glass реагируют на QR-коды лишь в строго определённых режимах.
Как видим, собственно QR-коды не слишком подвержены взлому, поскольку в их спецификации изначально заложена система исправления ошибок на основе кода Рида — Соломона с четырьмя уровнями избыточности от 7 до 30%, что позволяет, например, считывать даже повреждённый код, код с нанесённым изображением или использовать для этого смартфон с грязным либо поцарапанным объективом.
Однако в подавляющем большинстве случаев взлом самого кода (то есть теоретически возможное, но весьма трудоёмкое изменение каким-то образом оригинальной картинки) и не требуется. Гораздо большую опасность представляют подложные QR-коды, причём особенно уязвимы именно мобильные устройства в связи с самим характером их «полевого» использования.
Поэтому лучшим способом защиты от мошенничества остаётся старое сетевое правило: не открывайте подозрительные ссылки; в нашем случае оно звучит как «не сканируйте подозрительные QR-коды». Гораздо безопаснее приобрести какой-то товар в проверенном онлайновом или офлайновом магазине, чем иметь дело с виртуальными магазинами, расположенными в сомнительных местах, а тем более — рекламными проспектами.