Этой весной для нас не было темы жарче Украины, а вот простые американцы так же активно и массово пытались отстоять те немногие интернет-права, что у них ещё остались. На минувшей неделе национальная горячка в США достигла своего пика: шутка ли, на англоязычных новостных агрегаторах вроде Reddit львиная доля топовых новостей была напрямую связана с происходящими в данной сфере событиями — а на улицах местами начались натуральные волнения!
Американцев можно понять: три четверти из них сегодня не имеют выбора, когда речь идёт о «выборе» интернет-провайдера. Выбирать попросту не из чего, ибо зоны влияния давно поделены и более или менее приличную скорость (по кабелю; с сотовыми операторами всё ещё хуже) в каждом конкретном районе предлагает лишь кто-то один из небольшого числа гигантских монополий. Теперь же главный телеком-регулятор страны, Федеральная комиссия по связи (FCC), задумал превратить американский интернет в «двухполосную магистраль» — и это натурально взбесило массы.
Смысл предложения простой: провайдеры получат право пускать трафик от некоторых сайтов с особым приоритетом, как бы выделяя для них более быструю полосу движения. А все остальные интернет-ресурсы будут обречены тошниться на общих условиях — и есть серьёзные опасения, что «толкучка» получится мама не горюй.
Как это ни парадоксально звучит, идея FCC вообще-то выросла из заботы о сетянах, а именно из проблемы так называемого сетевого нейтралитета (СН). Если помните, СН предполагает полное равенство всех узлов, подключенных к Сети, всего интернет-трафика. Иначе говоря, отсутствие дискриминации. СН считается прогрессивной концепцией, и в числе прочих его поддерживают отцы-основатели Тим Бёрнерс-Ли и Винтон Сёрф. К сожалению, не для всех выгоды нейтралитета очевидны — и особенно в Штатах с их диким капитализмом вопрос целесообразности СН всплывал регулярно на протяжении последних десяти лет.
Дело в том, что американские провайдеры и сотовые операторы боятся, как бы принцип абсолютного интернет-равенства не стал удавкой на их шее. Ведь пропускная способность каналов не бесконечна, и всего один популярный сервис (вроде ненавидимого ими Netflix, уже сейчас в пиковые часы генерирующего треть национального трафика) вполне способен их перегрузить. Так что, когда нынче зимой высшая судебная инстанция разрешила операторам и провайдерам ограничивать сетевой нейтралитет (см. «Нейтральная Сеть: лучше понять, чем распрощаться»), именно Netflix пообещала поднять массы на борьбу.
И спровоцировать волнения, в общем, получилось — вот только реакция со стороны властей оказалась иной, нежели ожидалось. FCC, ранее всегда стоявшая в рядах сторонников нейтралитета, на днях одобрила проект тех самых новых правил, регулирующих работу провайдеров. Формально новые правила должны смягчить возникшую зимой напряжённость, фактически же — напротив, привели к эскалации конфликта. Смысл их можно свести к двум положениям. Первое: интернет-провайдерам запрещено ограничивать скорость доступа к какому-либо узлу. Второе: если владельцы узла пожелают, они могут оплатить себе повышенную скорость.
Логика понятна: той же Netflix важно, чтобы её пользователи получали большие объёмы данных без перебоев, — а значит, будет несправедливо лишать её возможности заплатить провайдерам за помощь. Но и опасения тоже очевидны: ведь кабелей не стало больше — следовательно, дополнительная скорость для ВИП-клиента будет достигнута за счёт клиентов обычных (то есть скорость доступа к веб-сайтам, которые платить не захотели или не смогли, почти наверняка станет ниже). Создание скоростной полосы движения автоматически означает появление медленной!
Справедливости ради стоит отметить, что новые правила требуют, чтобы для любого узла гарантировался «минимальный уровень качества доступа». Однако само понятие такого уровня размыто: провайдерам предлагается ориентироваться на «коммерчески разумные критерии», что, естественно, ни к чему их не обязывает. И на этом фоне меркнут другие разумные вещи, которые в правилах есть (например, предлагается ввести должность общественного наблюдателя, надзирающего за деятельностью конкретного провайдера и расследующего случаи нарушения).
Правила ещё не утверждены: четыре месяца займёт процесс комментариев и ответов на них. Но общественность уже бунтует. Возле штаб-квартиры FCC стоят лагерем активисты, в то время как другие обеспокоенные атакуют её телефоны и собирают деньги на кампании в СМИ. Увы, FCC, всегда ратовавшая за нейтралитет, теперь оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны на неё давит публика, недовольная туманными формулировками новых правил, с другой — законодатели, многие из которых отстаивают интересы телекомов и считают, что, только разрешив экспериментировать с ценами и платными услугами, можно надеяться в конце концов исправить ситуацию с интернет-доступом в стране к лучшему (не знаю, насколько это соответствует действительности, но сами американцы уверены, что интернет у них самый медленный и самый дорогой среди всех развитых стран).
Аналитики между тем рисуют мрачную перспективу. В случае если сетевой нейтралитет не удастся отстоять, американцам придётся платить ещё больше за ещё менее качественный интернет-доступ. Почему? Потому что провайдеры, взимающие премиальные за особую скорость с владельцев веб-сайтов, будут не заинтересованы в расширении своего кабельного хозяйства. Им напротив, окажется выгодно, чтобы пропускная способность их сетей не росла — а значит, больше клиентов с той и другой стороны платили за привилегированный доступ. Скорее всего, вместо того чтобы строить новые магистрали, дающие гигабит в каждый дом, они введут ограничения по потребляемому трафику.
И прогноз уже начал сбываться. Компания Level 3 Communications, держащая часть интернет-бэкбона, нынче весной представила доказательства того, что сети крупнейших провайдеров США перегружены, потому что доступ к ним банально перепродан (грубо говоря, на одной линии сидит слишком много народу), — оттого и скорость доступа к Сети для среднестатистического американца стала медленней, хоть пользователей не прибавилось. А Comcast (владелец крупнейшей в стране кабельной сети) официально заявила, что в следующие пять лет каждый её клиент будет ограничен по максимальному объёму потребляемого в месяц трафика. Оплатив базовый тариф, за месяц можно будет скачать, скажем, 500 Гбайт, свыше которых каждые 50 Гбайт обойдутся в десять долларов.
Сегодня такие объёмы выкачивают лишь несколько человек из каждой сотни интернет-пользователей, но, смотря в будущее, необходимо учесть такой феномен, как cord cutters — «телеотщепенцы». Это люди, отключившие телефон и телеантенну и получающие весь контент исключительно через интернет. Так вот, они уже потребляют всемеро больше среднего интернет-пользователя, и, по некоторым данным, в настоящий момент на них приходится половина всего национального трафика. Представьте, что случится, когда их количество вырастет, а Full HD уступит место 4K!
Так что американцев ждёт жаркое лето — а нам на исход их борьбы будет интересно посмотреть хотя бы уже потому, что наш капитализм напоминает скорее американскую модель, нежели европейскую (где, кстати, о СН пекутся на самом высшем уровне). Как бы и нам не оказаться там же, где сейчас пребывают Штаты…