Быть первым, создать прецедент чаще всего почётно. Но случаются и прецеденты такого рода, что лучше бы их не было вовсе. Именно к этой последней категории относится чуть не случившийся недавно в воздушном пространстве США физический контакт между гражданским авиалайнером и беспилотным летательным аппаратом. Постфактум его упомянул сотрудник Федерального управления гражданской авиации (FAA) — и спровоцировал интереснейшую дискуссию. Ведь мы столько говорим об опасностях, исходящих от дронов, что уже не успеваем сосредоточиться на какой-то одной, разобрать её детально. А тут повод появился — да какой!
Инцидент произошёл 22 марта над Флоридой. Пилот воздушного судна Bombardier CRJ200 (приличный «джет» для региональных авиалиний, вмещает до полусотни пассажиров) на высоте 700 метров заметил «неизвестный, небольшой, камуфлированный, дистанционно управляемый» летательный аппарат. Правда, был это не игрушечный мультикоптер типа тех, что производят сегодня все кому не лень, а явно более сложная модель, напоминающая военный самолёт. И шёл дрон так близко к лайнеру, что пилот полагал столкновение неизбежным и случившимся — и только после посадки выяснилось, что контакта удалось избежать.
Из рассказа чиновника FAA создаётся впечатление, что речь идёт о любительском дроне, игрушке, построенной энтузиастом или для энтузиастов модельной авиации. Что ж, такие модели дόроги, но они действительно существуют (см. к примеру, Skymaster F-4 Phantom). Однако не все комментаторы согласны с этой версией. Ограниченный радиус радиоуправления и малый запас топлива, характерные даже для самых дорогих бытовых дронов, позволяют предположить, что CRJ200 наткнулся на потерявшийся военный дрон — тем более что неподалёку от места событий обнаружилась авиабаза, где как раз испытывают беспилотные истребители похожей конфигурации. Впрочем, в контексте нашего рассказа это не имеет значения (и даже наоборот: если это была военная машина, тем хуже, как будет видно далее).
Так вот, дрон остался неидентифицированным, и владельца его не поймали. Тут ему, конечно, повезло: игрушечным аппаратам в США позволено летать не выше 120 метров и только в пределах прямой видимости. За выход из этих границ и вообще создание помех «настоящим» воздушным судам нещадно карают. Лазерный луч, пущенный в направлении самолёта, обходится теперь американским шутникам в пять лет тюрьмы, а если с отягчающими обстоятельствами, то могут дать и 14 (прецедент был). За эксперименты с дронами пока только штрафуют, но кое-кто уже предлагает осуждать на пожизненное, учитывая возможные катастрофические последствия подобных «игр».
Но неужели и правда столкновение с дроном чревато катастрофой? Предположение, не лишённое оснований. Для авиации с первых её дней (буквально: соответствующий инцидент зафиксирован братьями Райт в 1905 году, а первая катастрофа по этой причине произошла в 1912-м) и по настоящее время, пожалуй, единственной большой угрозой, контролировать которую никак не удаётся, остаются птицы. Уже пытались их отпугивать и звуком, и хищниками, и роботами, а теперь кто-то даже пробует дрессированных обезьян (не шутка), но всё без толку: пернатые встречаются и выше 10 километров, а высоты в сотни метров — их дом родной.
Что птица? Сотни граммов крови и костей, больше перьев, чем мяса — но попадание даже такого инородного тела в кокпит или турбину ведёт к поломкам. Помните «чудесную» посадку Airbus 320 на Гудзон (фото выше)? Птицы! Столкнулись со стаей гусей, потеряли оба двигателя; к счастью, удалось спланировать и приводниться. Но везёт не всем и не всегда: в среднем раз в десятилетие птицы устраивают одну катастрофу.
А если — дрон? Вот почему регуляторы ни в Штатах, ни в Европе, ни где-либо ещё не дают пока разрешения на массовую эксплуатацию коммерческих беспилотников с большой высотой и дальностью полёта. И хоть подвижки есть — так, FAA нынче осенью вроде бы обещает дать зелёный свет «малорисковым» БПЛА (до 25 кг), а суды в тех же Штатах начинают вставать на сторону энтузиастов (мол, на игрушечные самолётики юрисдикция FAA не распространяется!) — прогресс слишком медленный. Никто в действительности не знает, насколько сильно новомодная игрушка способна повредить несущемуся на всех парах авиалайнеру, — и никто не желает рисковать.
На YouTube полно роликов, демонстрирующих последствия столкновений самолётов и птиц (не рекомендую смотреть, если вам в ближайшие дни лететь). Спасают два обстоятельства. Во-первых, проектные требования для турбин чрезвычайно жёсткие, так что даже если она взорвётся изнутри, защитный кожух не позволит обломкам повредить салон. Во-вторых, современные гигантские авиалайнеры хорошо планируют и умеют летать даже на одном двигателе: так, «Боинг 777» (вроде того, что следовал рейсом MH370) способен лететь на одной турбине больше двух часов.
Но ведь и дрон покрепче птички. Там пластик и металл, способные нанести сравнительно бόльшие повреждения винтам и механике. Плюс специалисты считают, что дополнительную опасность представляют содержащиеся в дроне нетипичные для живой природы вещества вроде начинки литий-полимерных аккумуляторов или топлива (дрон, чуть не врезавшийся в CRJ200 над Флоридой, очевидно, работал не от батарей). Увы, о последствиях пока можно только гадать: авиарегуляторы ещё не требуют проводить подобные испытания.
А пора бы. Потому что, согласно другим данным, встречи самолётов с дронами теперь случаются регулярно. Копнув записи НАСА, журналисты Bloomberg, например, отыскали упоминания о шести подобных инцидентах с осени 2011 года. И хоть вероятность столкновения оценивается FAA как чрезвычайно малая, ясно, что она увеличивается и будет только расти. Что, в свою очередь, подводит к неутешительным выводам.
Правила полётов, когда их наконец сформулируют, даже для бытовых дронов будут максимально строгими. Ждать же их даже в Соединённых Штатах, где этот вопрос активно прорабатывают, следует не раньше чем к началу следующего десятилетия. И ещё до того, как правила появятся, можно ожидать одну или несколько авиакатастроф, вызванных столкновением гражданских самолётов с бытовыми БПЛА: чем дольше тянут регуляторы, тем дешевле и доступней дроны, тем выше риск, что однажды какой-нибудь болван по ошибке или прихоти влепит свой мультикоптер в набирающий высоту Boeing или Airbus…