Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 году в Амьене — по случаю бракосочетания французского короля Карла VI Безумного с принцессой Изабеллой Баварской, дочерью Стефана III Баварского. Не известно точно, танцевали ли тогда сами принцы и собравшиеся на торжество высшие дворяне, перед этим подавившие в крови Жакерию и утопившие в крови склонную с достатку и свободомыслию Фландрию, но балы (от ballare — «танцевать») с их блеском и этикетом заняли своё место в жизни сначала феодального, а потом и буржуазного общества. Ну а теперь на балах дебютирует пролетарий — правда, не обычный, а грядущий, работяги Индустрии 2.0.
И открывшийся в Москве 15 мая международный бал заслуживает внимания именно потому, что представлены на нём были не дебютантки из «высшего общества», а роботы. Не те, кто живёт и жирует, присваивая чужой труд, а те, кому в ближайший период предстоит принять на себя бремя забот человеческих. Впрочем, были на этом балу, организованном центром-дизайна ARTPLAY, и особы вполне заслуженные, уже успевшие себя показать.
Ну вот, скажем, роль «тётушки», взирающей на новичков опытным глазом, играл робот со вполне подобающим старшей родственнице именем Грета. Создали его ученики Санкт-Петербургского физико-математического лицея № 239. А статусом «старшего» наделяет забавный аппарат первое место, полученное в 2012 году на состоявшейся в Малайзии World Robot Olympiad. Любопытно и то, что Грету создали для игры, причём присущей младшему возрасту.
Грета умеет играть в ладушки. Отслеживает движения ладошек человека и ударяет в них своими… Примитивно и бесцельно, забава младшего ясельного возраста, от которой со взрослым презрением отвернётся опытный детсадовец? Да нет, демонстрация очень важной технологии. Можно сказать — критически важной. Роботам-то предстоит служить и работать в мире людей. И если неспешный пылесос неопасен и для кота, то робот-сборщик и робот-грузчик со своими мощными лапами способны наворотить бед, угодив ими куда не надо…
А тут созданный школьниками аппарат демонстрирует способности, которыми обязан обладать каждый робот, живущий в мире людей. Отслеживать положения и движения людей, экстраполировать их и избегать столкновений. Именно избегать столкновений: взаимодействовать с людьми, чесать им пятки и подавать кружку со сбитнем обязан не каждый «железный человек», а вот быть безопасным должен любой искусственный работник.
То есть способность работать совместно с людьми на заводских конвейерах или складах, о которой мы недавно рассказывали («Робот и человек работают рука об руку»), придают серьёзному промышленному роботу именно это отслеживание людских движений и уклонение от них с учётом экстраполяции поведения двуногих. Примерно то, чему когда-то учил воспитанников, освоивших падение, хороший тренер по боксу, — уклоняться от ударов. Что немало огорчало мальчишек, жаждавших поскорее овладеть нужным в хулиганском быту умением сокрушать чужие челюсти…
Так что совокупность аппаратных и программных средств, умеющих следить за людьми и обеспечивать роботам уклонение от них, критически важна для робототехники. Эти навыки нужны любому механизму, и представляется возможным стандартизовать их, поставляя производителям конкретных роботов надлежащие навыки «по лицензии» — примерно так, как это делает ARM с процессорной архитектурой; возможно с не меньшими финансовыми успехами, чем достигнутые разработчиком мобильных кристаллов…
Про то, что предположение о коммерческой привлекательности функций уклонения роботов от людей небеспочвенно, говорит ещё один смешной робот — Pinokio, созданный студентами с факультетов промышленного конструирования и медиадизайна Университета королевы Виктории в Веллингтоне (Новая Зеландия). Это лампа — весёленькая, но следящая за выражением лица и не дающая — с капризностью деревянного мальчишки — себя выключить… Свойство пока занимательное, но заставляющее о многом задуматься!
Вообще роботы спешно осваивают традиционно человеческие занятия. Наличие фотоаппаратов, некогда аналоговых, а ныне цифровых, хоть и прячущихся в корпусах смартфонов, никак не повлияло на бизнес уличных художников. Сидят эти ребята в местах, где бродят тучные стада туристов и просто прогуливающихся, и предлагают создать их портрет. А вот англичанин Патрик Трессет (Patrick Tresset) представил в Москве робота, способного за треть часа нарисовать портрет человека.
Камера фиксирует лицо в разных ракурсах, процессор строит объёмную модель и, в соответствии с законами начертательной геометрии Гаспара Монжа, отображает её на плоскость, а рука с помощью вставленного в неё пишущего инструмента — карандаша или фломастера — создаёт «твёрдую копию», нарочито небрежную, ничуть не лучше, чем у уличных мастеров изобразительных искусств, над бытом которых нависла серьёзная угроза… Так что очень забавно: не подадутся ли они в киберлуддиты? И как на киберлуддитов будут реагировать роботы — только уворачиваться, вызывать «крышу» или правоохранителей, бить в ответ?..
А вот команда из дюжины канадских инженеров создала робота-паука Mondo Spider. Этот восьминог умеет двигаться со скоростью до 11 километров в час; запасов энергии в аккумуляторной батарее хватает на 50 минут хода. В соответствии с модными экологическими веяниями паук оснащён солнечной батареей. Создатели говорят, что никаких коммерческих целей не преследуют… Ну, в это верится с трудом: всем известна поддержка, которую Boston Robotics, известнейший любитель кибермногоногих, получала от DARPA, да и покупка её Google — дело явно небезвыгодное…
Вообще, дебютанты мужского пола с балов традиционно отправлялись в полк, а затем и на войну. Вьющиеся по ветру штандарты эпохи феодальной, разноцветные мундиры времён абсолютизма служили задаче сугубо информационной, облегчали управление войсками в ту пору, когда не было не только раций у бойца и ГЛОНАСС, но и обычного ТАИ-43. И паучок, заряжающийся от солнечного света, уменьшившись в размерах, вполне может превратиться в самодвижущуюся мину, способную перемещаться туда, куда нужно…
На балу были представлены и три человекообразных робота из Зеленограда, от отечественной компании «Нейроботикс». Голова, торс, пара рук-манипуляторов и колёсная платформа, выполненные заменяемыми элементами, управляются с помощью системы биоуправления. Шлем с датчиками пока что позволяет передавать лишь простейшие команды — влево-вправо, вперёд-назад… Каждый из элементов робота — модульный и стόит около ста тысяч рублей; такой подход представляется вполне перспективным.
А вот силиконовая маска, имитирующая черты лица человека, вызывает отнюдь не однозначные чувства. С точностью воспроизводя облик камер-юнкера Пушкина, немалое время проведшего на балах различных уровней, она оставляет ощущение соприкосновения с нежитью, хоть робот и читает гениальные строки поэта… Тут, пусть и в самом малом, затронуты очень серьёзные моральные проблемы робототехники, которые с каждым годом будут становиться все серьёзней и серьёзней. Но об этом не здесь…
А вот то, что для дебюта роботов выбрана такая форма, как бал, безусловно, очень верно. Машинам этим в ближайшее время предстоит переменить всю нашу жизнь куда более серьёзным образом, чем войны развлекавшихся на изначальных балах монархов. И внимание этому должно уделять всё общество!