Когда последний раз в этой колонке поднимался вопрос безопасности робокаров, то и противники отстранения человека от управления автомобилем, и сторонники такового исходили из общего обязательного условия: руль и педали в самоуправляемой машине есть. Однако концепция совершила неожиданный поворот в последние сутки. Лидирующий разработчик робокаров Google мало того что решила-таки заделаться автопроизводителем и теперь проектирует не только электронную часть, а и механическую, так ещё и ясно дала понять, что первый её робокар, который появится в продаже, будет лишён абсолютно всех привычных органов контроля и управления. Нет руля, нет педалей скорости и сцепления, нет тормоза, нет рычага и рычажков, нет зеркал. Нет проблем? С этим сложнее…
Взгляните сами на эту забавную машинку. Пока это только ранний прототип, своего рода альфа-версия, но — уже работоспособный и весьма близкий к тому, каким видится продукт дизайнерам Google. Двухместная, с мягким бампером и особым эластичным лобовым стеклом, она развивает всего-то до 40 км/ч (увы, трудно сказать, электрическая тяга или бензиновая: трубы не видно, но шумит слишком сильно для электромобиля), но при её габаритах и назначении скорость выглядит более чем достаточной. Это городской автомобиль ближайшего будущего. И внутри он ещё удивительней, чем снаружи: салон необыкновенно просторный — именно потому, что убраны руль и прочее; там ещё осталось даже место для вещей.
Всё управление сводится к единственной кнопке, которую нужно нажать, чтобы тронуться; место назначения предварительно задаётся голосом. Водитель более не водитель даже номинально: он не просто отстранён от управления, он абсолютно лишён возможности влиять на процесс! Гуглокар сам проложит маршрут, оценит обстановку, выберет скорость, объедет препятствия, когда нужно, посигналит соседям по дороге. У него на борту все те наработки, которые Google скопила за несколько лет труда над самоуправляемыми авто, — от лазера и радара до видеокамер и спутниковой навигации, всё для беспроблемной ориентации на сто метров вперёд и в любую сторону, даже за визуально непроницаемыми препятствиями.
Идея и реализация потрясные — и это признают все, кому довелось увидеть, а то и прокатиться на гуглокаре. Он непременно найдёт отклик в сердцах если не автолюбителей, то потребителей: харизматичная городская машинка, да ещё и супервысокотехнологичная! Ждать, кстати, осталось недолго: уже этим летом Google планирует начать испытания сотни прототипов на настоящих дорогах (правда, пока с водителями и рулём, как того требуют правила дорожного движения), а в следующем, когда правила допишут (об этом ниже), на колёса встанут тестовые экземпляры уже без руля. Даже если компания не станет первой на рынке робокаров (обставить её собирается Tesla Motors, недавно пообещавшая робокар в три года), она, без сомнения, сформирует для себя большую оригинальную нишу. И, как надеются создатели, прежде всего поднимет на новую высоту безопасность автомобильных поездок.
Необходимость давно назрела: по данным ВОЗ, сегодня главной причиной смерти людей в возрасте до 30 лет (и три из четырёх погибших — мужчины) остаются автокатастрофы. Так что первый, кто сможет значительно приблизить транспорт номер один по популярности к транспорту номер один по безопасности (риск погибнуть в автокатастрофе в несколько сотен раз выше, чем в авиа), без сомнения, впишет своё имя в историю и сделает миллиарды. Вот только вряд ли всё пойдёт так гладко, как того хотелось бы.
Недоверие к электронике станет первой и самой крупной проблемой гуглокаров. Если помните нашу прошлую дискуссию, многие готовы доверить свою жизнь и жизни близких самоуправляемому автомобилю лишь при условии, что у них будет возможность в критической ситуации взять управление на себя. В робокарах Элона Маска, например, это условие будет соблюдено: они идут «на автомате» бόльшую часть пути, но остаток (дворы и прочие трудные места) предоставляют человеку, то есть возможность «выхватить руль у робота» имеется. В гуглокаре — без руля, без педалей — любое вмешательство человека исключено. Признаюсь, я соврал выше, сказав, что там лишь одна кнопка. На самом деле их две: вторая — большая, красная — для торможения. Но даже это не заменит педаль тормоза (в большинстве случаев всё ещё прямо, без электронного посредничества, привязанную к механизму торможения) — и уж конечно не заменит органов полноценного управления.
Отчитавшись в апреле о 700 тысячах беспроблемных миль (больше миллиона километров), накатанных её робокарами по обычным дорогам, Google поделилась и трудностями, с которыми её автомобили столкнулись. Как и предполагалось, главная из них — нестандартные ситуации, справляться с каждой из которых робота нужно учить особо. Ремонт на дороге? Необходимо распознать знаки и сместиться на соседнюю полосу. Железнодорожный переезд? Не дай бог застрять посредине путей. Буксируемый автомобиль? Не стоит пытаться проскочить сквозь трос. Программисты пишут программную модель каждой встреченной нестандартной ситуации. Но что если даже того стандартного минимума ориентиров, который ожидается, в реальности не обнаружится?
Им явно стоило выпустить робокары на российские дороги. Знаки, свидетельствующие о ремонте, могут отсутствовать, семафор — сломаться, трос будет никак не обозначен, и так далее, и тому подобное. Водитель из плоти и крови поймёт, кремниевый — следующий заранее составленному алгоритму, где, конечно же, невозможно учесть все варианты, — может и не сориентироваться. Так как же доверять машине без руля, где пассажир не в состоянии исправить ошибку, даже её заметив? В Google утверждают, что (статистически) отстранение водителя повысит безопасность, — но уложить такую математику в голову обывателю и регуляторам будет сложно.
Вот почему второй ожидаемой проблемой станут трудности с законом. Робокары Google ездят исключительно хорошо: за весь этот миллион километров они не получили ни единого штрафа — и, разумеется, не потому что его некому было всучить. Но самого по себе даже миллиона километров недостаточно, что общество начало робокарам доверять так, как доверяет водителям живым. Так что первые сто тестовых гуглокаров хоть и будут управляться самостоятельно, всё-таки получат привычные органы управления и «укомплектуются» живым испытателем. Однако уже в следующем году и по крайней мере в одном американском штате многое изменится. В Калифорнии удалось принять закон, который требует от Управления транспортных средств штата не позже начала следующего года добавить в ПДД раздел, регулирующий испытания и эксплуатацию робокаров на обычных дорогах.
Если не случится ничего из ряда вон выходящего (например, если один из гуглокаров не задавит пешехода), начиная со следующего года на калифорнийские дороги выпустят небольшое стадо самоуправляемых автомобилей Google без руля и педалей. Испытания продлятся несколько лет, после чего (аналитики считают, что вряд ли самостоятельно: скорее, как и с семейством Nexus, выберут партнёра-производителя, передадут ему схемы и чертежи и будут контролировать процесс сборки) гуглокар поступит в продажу.
Впрочем, у забавной улыбающейся самоуправляемой машинки Google будет ещё одна особенность, помимо отсутствия руля. Её создатели (включая и Сергея Брина, который руководит всем экспериментальным подразделением Google X) видят будущее автомобиля в отказе от владения им. Так что, вероятнее всего, гуглокар сразу поступит в службы такси.
Вызвали, попользовались, забыли. Непривычно? Зато очень, очень безопасно!