Apple умеет хранить секреты — и её анонсы всегда ожидаемы: никто не знает, чем она удивит в очередной раз. Стартовавшую же сегодня ночью в Сан-Франциско ежегодную конференцию для разработчиков WWDC ждали с особенным нетерпением. Ведь, помимо ряда логичных, предполагавшихся обновок, компания должна хотя бы намекнуть, что это за новая категория, освоить которую весь прошлый год грозился Тим Кук.
Догадок, повторю, было множество. Предполагалась большое обновление OS X — над дизайном которой теперь работает Джонни Айв, уже перекроивший внешний вид iOS. Предполагалось продолжение курса на слияние мобильной и стационарной операционных систем — с вероятным упрощением интерфейса OS X и даже имплантацией в неё тачскриновой функциональности (чтобы можно было выпустить Mac с сенсорным дисплеем и тем самым дать ответ Microsoft, сделавшей Surface 3). Не было и недостатка в спекуляциях относительно новых аппаратных продуктов. Сколько лет, например, от Apple ждут «умных» часов?
Что ж, многое подтвердилось. Собрав девелоперов, Кук и команда первым делом показали новые версии OS X (10.10 Yosemite) и iOS (8). И они действительно продолжают сближаться — как функционально, так и косметически. В iOS 8 наконец-то появятся виджеты, приложения смогут глубже вторгаться в операционную систему (что, например, откроет дорогу экранным клавиатурам от сторонних разработчиков), станет возможным централизованный сбор информации с биотрекеров (HealthKit). В свою очередь, OS X сильно помолодела внешне, став похожей на мобильную сестрёнку. Обе системы получили оригинальную функцию Continuity (мгновенная переброска активных документов и событий между устройствами), новый общий язык программирования Swift (созданный с прицелом на написание программ с меньшим количество ошибок). Девелоперам почти всё это доступно уже сейчас, потребители смогут бесплатно обновиться после официальных релизов осенью.
Но самым интересным и многообещающим анонсом стало затерявшееся в выступлениях первого дня объявление о вступлении Apple в битву за «умный дом» (он же «интернет вещей», он же рынок домашней автоматизации). Ведь главной проблемой такого дома остаётся отсутствие не столько собственно «умных» вещей, сколько связующего звена, единой платформы, на которую можно было бы завязать все смарт-устройства. Google, претендовавшая было на роль создателя такой платформы со своей Android@home, забуксовала (хоть надежды и не оставила, доказательством чему покупка Nest Labs). Samsung, сама выпускающая умную бытовую электронику, тоже особенно не торопится. А больше никто из ИТ-гигантов всерьёз за задачу и не брался. Так что Apple подошла бы идеально — с её-то авторитетом и ориентацией на простого человека.
То, что «умный» дом её интересует, вопрос решённый: в последние пару лет была замечена патентная активность компании в данной области. Есть для неё в этом и практический смысл — ведь персоналка себя изжила, смартфонами публика пресытилась, планшетке тоже нездоровится, так что «умный» дом мог бы стать тем самым новым направлением, которое так нужно яблочникам и на которое намекал Кук. Кроме того, у Apple уже есть раскрученная сеть собственных магазинов, в которых она могла бы продавать сертифицированную умную домашнюю утварь от различных производителей (да и кое-что уже продаёт: термостат Nest, лампы Philips Hue и пр.).
Короче говоря, ещё до того, как WWDC распахнула двери, аналитики были уверены, что часть выступлений будет посвящена «умному» дому. И не прогадали. Apple анонсировала HomeKit.
HomeKit — не устройство, слава богу. Это единый сетевой протокол для умных устройств, с помощью которого они смогут общаться с iPhone и iPad и, вероятно, между собой. Поскольку протоколов уже существует великое множество, Apple поступила умно: не стала изобретать велосипед, а пошла на контакт с крупнейшими производителями смарт-устройств, чтобы выбрать один из существующих. К осени, когда технические нюансы утрясут и iOS 8 выпустят официально, iPhone (и iPad) сможет выполнять роль универсального пульта дистанционного управления для «умной» электроники. Каждая железка, поддерживающая HomeKit, будет доступна для контроля и управления с «Айфона». Контакт защищённый, не требующий дополнительных посреднических устройств, и потому решение в целом получается сравнительно дешёвое.
Потенциальный перечень HomeKit-совместимых продуктов чрезвычайно широк: от стереосистем и термостатов до посудомоечных машин, замков и камер наблюдения. Сегодня большинство из них «говорит» на разных «языках» — и чрезвычайно важно, что задачу объединить их взяла на себя такая авторитетная у консьюмеров компания, как Apple: потребители ей доверяют и, конечно, предпочтут просто «умным» вещам вещи с клеймом «Совместимо с iPhone». Равно и разработчикам новых приложений нужно будет лишь воспользоваться уже готовым инструментарием. Так что производители смарт-устройств, скорее всего, поддержат HomeKit. И уже к зиме обыватель сможет реализовать нарисованный со сцены WWDC сценарий: готовясь ко сну, просто сказать смартфону: «Siri, пора на боковую!» — и он сам пригасит свет, снизит температуру, проверит замки.
Энтузиасты «умного» дома полны оптимизма. Ожидается, что Google на ближайшей девелоперской конференции двинется тем же курсом и представит свой аналог HomeKit. А вдвоём они наконец сдвинут дело с мёртвой точки: обыватели, о концепции смарт-жилища не ведающие, теперь будут вынуждены с ней познакомиться, а тот, кто испытывал предубеждение (обжёгшись на ранних дорогих и несовместимых продуктах), под давлением Apple и Google поверят в неё вновь. То же относится и к разработчикам приложений, и производителям самих «умных» вещей.
Вместе с тем есть сомнения, что Apple способна сохранять темп, взятый при Джобсе. Ещё три года назад руководителей здесь выращивали либо заимствовали у некрупных, неизвестных компаний. Теперь же руководящий состав «яблочного» гиганта составлен почти сплошь из звёзд первой величины, приведённых со стороны: от бывшей CEO Burberry до Доктора Дре, купленного на днях. Подчиняться одному человеку они, естественно, не умеют и не станут. И что из этого получится?..