Рынок телевизоров напоминает сегодня не просто поле битвы, а поле битвы проигранной (мобильным устройствам, кому же ещё!), на которой проигравшая сторона — ещё не забывшая прошлых успехов, не оставившая надежд — продолжает ставить поистине бесчеловечные опыты. Про «домашнее 3D» вроде бы больше не говорят, но на очереди новые «супертехнологии», от которых у покупателя ещё долго будет болеть голова. Тема дешёвого 4K недавно уже поднималась, настала пора поговорить о кривом экране.
Если другие нововведения приходится рекламировать, ибо они спрятаны внутрь и без дополнительных объяснений незаметны, то curved screen в объяснениях не нуждается. Вы и так увидите его, как только пробежитесь взглядом по стройному ряду телевизоров: кривые экраны заманчиво торчат из общего строя! Изобретение это очень молодое, ещё в прошлом году оно было всего лишь концептом, почему и позволить себе такое удовольствие могут не все — как вендоры, так и покупатели. Но выбрать уже есть из чего: Samsung, LG, Sony, некоторые китайские производители предлагают или заявили множество «гнутых» моделей с диагоналями от полусотни дюймов.
Смотрятся они — с ультрасовременным минималистским дизайном, новейшими матрицами, 4K-разрешением, — конечно, потрясающе. Цены тоже впечатляют — стартуя примерно с 4 килодолларов. Вендоры, впрочем, и не скрывают, что кривой экран есть и ещё какое-то время останется продуктом премиальным и нишевым.
Но для чего вообще потребовалось гнуть телеэкран? Формально — чтобы усилить удовольствие от просмотра телевизора («Кривая — новый способ получать удовольствие от ТВ!» — гласит реклама). Однако удовольствие — штука эфемерная, и производители стараются подвести под идею курватуры научное основание. Одни утверждают, что, поскольку человеческий глаз круглый, а изогнутый экран сокращает дистанцию между глазом и углами, телезритель получает естественный угол обзора. Другие — что вогнутость создаёт ощущение погружения, подобное тому, какое испытываешь в кинотеатре. Третьи — что расширенное чувство глубины (ведь некоторые части телекартинки оказываются физически ближе) создаёт иллюзию объёмности, а ещё устраняет искажения, вносимые большим плоским экраном (на кривом ТВ все пиксели якобы кажутся одного размера). Четвёртые — что для получения качественной картинки больше нет нужды садиться строго по центру: дуга, мол, расширяет зону, в которой просмотр комфортен. Пятые — что цвета на гнутом жидкокристаллическом экране искажаются меньше, ведь луч зрения теперь почти всегда перпендикулярен телевизору.
Если что-то из перечисленного показалось вам… странным, вы не одиноки. Но — не судите строго, я всего лишь дословно (почти) процитировал аргументы, приводимые представителями компаний — производителей ТВ с кривым экраном. И это ещё не все доводы в пользу гнутого ТВ.
Круче всех выступили учёные-нейроэстеты, словно бы случайно подгадав с результатами нескольких исследований, посвящённых тому, как человеческий мозг воспринимает плавные кривые. Так вот: если верить им, наблюдение волнообразных кривых возбуждает в нашем мозгу отдел, ответственный за удовольствие, — и этот эффект, чётко наблюдаемый с помощью магниторезонансной томографии, распространяется буквально на всё, от мелких вещиц до интерьеров и ландшафтов. Распространяется он и на электронику. От прямоугольных коробок, настраивающих на серьёзный лад (согласно тем же исследователям, углы активируют отдел, отвечающий за обнаружение угроз), мы переходим к промышленному подобию первой и самой прекрасной из виденных нами кривых. Да, женской груди: уж не её ли напоминают нам изгибы кривых телеэкранов, гнутых смартфонов, не отсюда ли ажиотаж?
И вот, когда консьюмеристское безумие начало плескать через край (в самом деле, кажется, осталось только Apple подхватить и подтвердить эту заразу!), родилось сопротивление. Отыскались те, кто подверг идею кривого телевизора сомнению — и быстро пришёл к выводу: кривизна экрана не даёт никаких фактических преимуществ. Это лишь уловка, чтобы заставить обывателя раскошелиться на продукт, от которого он давно устал.
Среди скептиков как простые потребители, успевшие вкусить прелестей кривого ТВ, так и специалисты, понимающие в технике сильно больше среднестатистического телезрителя. И все они сходятся в одном: доводы в пользу curved screen если и не псевдонаучны, то высосаны из пальца.
А начать предлагают собственно с кривизны — которая столь незначительна (кстати, называть точный угол производители избегают: военная тайна!), что человек, не предупреждённый о ней и усаженный перед таким экраном, может её и не заметить! Зато он непременно ощутит, что картинка на вогнутом экране сложно искажена (это особенно заметно на горизонтальных линиях вроде строк текста или разметки стадиона). Усадив же перед таким телевизором нескольких человек, вы поставите в невыгодное положение каждого, кто (несколько упрощая) окажется не точно по центру экрана: контраст и цветопередача для некоторой части картинки (с того края, что ближе) пострадают обязательно.
Говорят (и, к сожалению, подтвердить или опровергнуть это могут только сами вендоры, а они снова молчат) даже производство изогнутых матриц требует особого подхода, с выполнением широких полей вокруг пикселей, чтобы избежать просачивания цвета при просмотре под углом. А это гасит яркость картинки и требует более сильной подсветки. OLED-матрицы в данном случае лучше LCD (и цветопередача правильней, и контраст, и гнуться они способны под большим углом), но они долго ещё будут сильно дороже — так что львиная доля покупателей, решившихся приобрести ТВ с кривым экраном в следующие пять лет, купит именно LCD-модель, где искажения заметны, что называется, невооружённым глазом. Но нет худа без добра: чем быстрей публика, не желающая включать мозг во время шопинга, поймёт, что её обманули, тем быстрее потеряет интерес.
Того факта, что обыватель подсел на «курватурную иглу» и в следующие три–пять лет ежегодно будет покупать от сотен тысяч до миллионов таких телевизоров, скептики не оспаривают. Статистика говорит сама за себя: четверо из каждых пяти опрошенных американцев, например, присматриваясь к следующему телевизору, сделают выбор в пользу модели с кривым экраном. Яд пущен, фактор крутизны неоспорим, модельные ряды планируется расширять и опускать цены. Кроме того, даже самые упрямые из скептиков согласны, что гнутый экран действительно ослабляет проблему бликов. Но на этом всё и кончается: никто не верит, что кривой телевизор выберется из своей ниши и станет стандартом. Скорее же всего, телеэкраны на прилавках распрямятся так же быстро, как обрели кривизну. Успевайте! 😉