Многие из тех, кому сейчас за тридцать, не прочь вернуться во времена своего детства и насладиться классическими видеоиграми из эпохи 8- и 16-битных приставок. Да и более юное поколение не всегда может устоять перед неуловимым обаянием примитивной графики Sega Mega Drive II или Super Nintendo. К тому же для этого сегодня вовсе не обязательно покупать настоящую приставку (хотя клоны тех же Sega или SNES до сих пор продаются), ведь существует множество программных эмуляторов для самых разных платформ, в том числе и для мобильных Android, iOS и Windows Phone.
Однако почему-то на ультрасовременном смартфоне, который по вычислительной мощности предстаёт настоящим суперкомпьютером на фоне простенькой «Сеги», зачастую не удаётся успешно пройти даже первый уровень хорошо знакомой игры, хотя на приставке вы справлялись с ней с закрытыми глазами.
В чём же подвох? А всё дело в том, что вместо специально сконструированных джойстиков в качестве органов управления мы используем сенсорный экран, который абсолютно не приспособлен для подавляющего большинства приставочных игр. И если первые эмуляторы старых консолей для Android и Windows Mobile 6 представляли собой порты DOSBox и отличались нестабильностью, то проблема современных эмуляторов заключается не в ошибках программирования, а именно в неудобных органах управления.
Устанавливая современную игрушку под Android или iOS, мы не только видим чёткую детализированную картинку и превосходно проработанную анимацию, все органы управления там максимально точно настроены для удобства игрока. С играми для 16-битных приставок всё наоборот: в каждой свои собственные органы управления, свои приёмы и особенности, подогнанные именно под аппаратный джойстик конкретной консоли. Не удивительно, что сенсорный экран не может заменить такой манипулятор — и всё заканчивается тем, что ваши большие пальцы встречаются в середине экрана.
Как с этим бороться? Напрашивается очевидный ответ: при помощи джойстиков. Практически любой современный джойстик с беспроводным интерфейсом Bluetooth можно подключить к смартфону или планшету и в полной мере насладиться каким-нибудь классическим «Соником» или «Червяком Джимом». Это могут быть в том числе и джойстики к современным приставкам вроде Wiimote или PS3 Dualshock, которые совместимы с протоколом Bluetooth, но с ними всё немного сложнее.
Для устройств под управлением Android существует бесплатное приложение Wiimote Controller, позволяющее подключить к смартфону или планшету стандартный джойстик Wiimote, сконфигурировать его по своему усмотрению и переназначить кнопки.
Чтобы подключить контроллер от PlayStation 3, потребуются права администратора (рута) и приложение SixAxis Controller (80 рублей). Прежде чем покупать это приложение, проверьте совместимость вашего джойстика и смартфона при помощи бесплатной утилиты Compatibility Checker.
http://www.youtube.com/watch?v=Ju7-5v2SMiE
Проводной контроллер для Xbox 360 и других консолей можно подключить к любому устройству на Android через переходник Micro USB OTG-USB 2.0. Как правило, никаких специальных настроек для этого не требуется. Для беспроводного джойстика от Xbox 360 потребуется специальный донгл для подключения к ПК, который нужно будет установить в этот переходник. Для большинства эмуляторов и игр такая связка полностью работоспособна.
Смартфоны HTC с оболочкой HTC Sense, к сожалению, не поддерживают работу с Bluetooth-джойстиками. Если вы готовы отказаться от фирменной оболочки в пользу совместимости, то можно попробовать перепрошить аппарат, например, на CyanogenMod 11.
В iPhone и iPad с джейлбрейком можно использовать приложение Blutrol, позволяющее подключить как джойстики Wii Remote и PS3 Sixpair/Dualshock 3, так и Bluetooth-клавиатуру.
В устройствах под управлением Windows Phone 8 приставочные джойстики, к сожалению, неработоспособны, поэтому для таких аппаратов придётся покупать специализированные контроллеры — например, производства компании MOGA. Эта фирма выпускает много разных моделей джойстиков, в том числе и для Android и iOS, однако изначально они работают с ограниченным числом игр. Чтобы использовать их с любыми играми, следует установить приложение MOGA Universal Driver для Android, позволяющее в том числе переназначать кнопки джойстика.
Необычное решение — установить специальные джойстики непосредственно на сенсорный экран. К примеру, миниатюрные джойстики Ten One Design Fling mini подходят как к iPhone/iPod touch, так и к смартфонам под управлением Android. Кроме того, множество аналогичных устройств, предназначенных для iPad, одинаково хорошо работают и на планшетах с Android. Такие джойстики-присоски недороги, но вряд ли столь же удобны в использовании, как настоящие полноценные контроллеры.
Независимо от того, какой контроллер вы подключили к своему смартфону или планшету, нужно убедиться в том, что он передаёт правильные команды. Обычно настройка управления при распознавании джойстика осуществляется автоматически, без какого-либо участия пользователя. Однако в некоторых случаях, в том числе и в процессе переназначения кнопок и клавиш, может потребоваться нажатие этих самых органов управления.
Соответствующие утилиты для переназначения органов управления входят в состав всех упомянутых выше приложений. Пользователям Android можно также порекомендовать бесплатную программу Bluez IME, поддерживающую разные джойстики с интерфейсом Bluetooth.
Простота подключения беспроводных контроллеров к смартфонам и планшетам на руку не только любителям приставочных ретроигр. До последнего времени разработчики мобильных игр ориентировались исключительно на управление через сенсорный экран, из-за чего мы утратили не только реальное наслаждение геймплеем игровой классики, но и возможные перспективы развития самих смартфонных приложений.
А ведь по производительности даже недорогие современные аппараты оставляют далеко позади настоящие игровые суперсистемы недавнего прошлого. Во многих трубках и планшетах есть возможность вывода изображения высокого разрешения на телевизор через интерфейс HDMI. В итоге мы получаем чуть ли не идеальную универсальную игровую приставку, причём можем подобрать к ней контроллер на своё усмотрение. И вовсе не обязательно им должен быть джойстик: таковыми могут стать и всевозможные системы распознавания жестов, как, например, Microsoft Kinect, PlayStation Move или Razer Hydra. Так не пора ли разработчикам мобильных игр подумать о возможности адаптации своих продуктов под такие средства управления, гораздо более удобные и перспективные, чем сенсорный экран?