О «будущем в прошлом», о прогнозах четвертьвековой давности, мы рассказали в прошлой колонке («Образ будущего четвертьвековой давности»). И там же отмечали роль, которую в формировании Текущей реальности, ну, или по меньшей мере ее экономического хребта, сыграло агентство Thomson Reuters. На а теперь посмотрим, каким видит мир ближайшего будущего, а именно 2025 года, это самое агентство, а точнее – ее подразделение Intellectual Property & Science, интеллектуальной собственности и науки.
Прежде, чем говорить о прогнозах, посмотрим, каким образом эта самая Thomson Reuters влияет на экономику? У нее же нет ни заводов, ни пароходов… Но зато есть, пришедшие на смену ушедшим ныне в узкие ниши газетам, сети распространения экономической информации. И сети эти поразительно важны. Они удивительно сильно влияют на рынки. В общем-то, так было всегда – если знаешь, что в порт придут сразу семь кораблей с колониальными товарами, то погодишь с покупкой их, понимая, что нуждающиеся в ликвидности, в звонкой монете купцы, будут вынуждены распродать товар подешевле…
Ну а выход в море мощной пиратской флотилии неизбежно приводил к тому, что даже в Риме росли цены на хлеб – на чем знающий человек мог неплохо заработать… Но это все происходило в традиционном обществе, когда изо дня в день воспроизводились одни и те же Ἔργα καὶ Ἡμέραι, «Труды и дни»… За севом шла жатва; Помпей Великий со словами Navigare necesse est, vivere non est necesse, всходил на борт такой же либурны, которыми пользовались флоты морских разбойников…
Хотя и в те времена информация о рынках позволяло приводить состояние этих самых рынков в довольно неравновесные состояния. Скажем, стоило среди разумных и предусмотрительных голландцев распространиться мнению о неземной ценности луковиц тюльпанов, как степенный Амстердам семнадцатого века был охвачен tulpenmanie, тюльпаноманией. Цена за луковицу достигала тысяч флоринов, во всю использовались опционы и фьючерсы… И так было до 1637 года, когда за один оборот Земли вокруг Солнца цена тюльпанов упала стократно!
Но это, все же, были исключения, широкие массы рыночных торговцев всегда знали, что почем. Во всяком случае, до эпох сначала Индустриализации, а потом Информатизации, сметавших целые отрасли, и возводящих на их месте новые. Причем с ходом прогресса все это происходило быстрее и быстрее. И тут экономическая информация стала служить катализатором – инвесторы и потребители узнают о новых перспективных отраслях и продуктах, норовят вложить в них деньги. А информация об этом идет к другим инвесторам и потребителям, эффект становится автокаталитическим…
Поэтому-то к прогнозам от Thomson Reuters и стоит прислушаться и присмотреться – эта фирма не предсказывает грядущее, глядя в хрустальный шар, но творит его, собирая, отбирая и распространяя информацию. Ну а о мощи самореализующихся прогнозов известно еще с тех времен, когда Джироламо Кардано, дабы поддержать свою репутацию астролога, заморил себя голодом в день предсказанной собственной смерти.
Ну а сегодня выделением наиболее перспективных развитий технологического развития занялось подразделение Thomson Reuters называемое Intellectual Property & Science. Его сотрудники обратились к Всемирному указателю патентов Derwent и выявили те научные направления, в которых за последние пару лет было зарегистрировано больше всего открытий. Ну а о результатах рассказал возглавляющий эту службу Бэзил Мофта – Thomson Reuters Predicts the Top 10 Innovations for 2025.
Результаты эти достаточно неожиданны. Прежде всего, считается, что главным источником энергии в 2025 году станет Солнце. На основе наиболее цитируемых исследовательских работ считается, что в ближайшее время следует ожидать значительного расширения масштабов применения гелиоэлектрических и фотохимических технологий. Причем надеются на то, что решены будут не только проблемы фотогенерации энергии, но и ее хранения.
Если это сбудется, то переоценить результаты воздействия данного спектра технологий на экономику планеты будет трудно. Это окажется революцией, сравнимой с Земледельческой, Промышленной и Информационной революциями. Представим себе, что углеводороды окажутся ценны – в строгом соответствии с заветами Дмитрия Ивановича Менделеева – только как источники сырья для химического синтеза… Как это сразу перекроит экономический пейзаж планеты и говорить излишне. И нет никаких законов природы, мешающих сделать это!
А вот второй прогноз еще более фантастичен. В нем речь идет о телепортации. О том самом «Beam me up, Scotty» из оригинальных серий «Звездного пути». Причем прорыв в исследованиях в этой области аналитики Thomson Reuters отследили не в «традиционных» работах по квантовой телепортации (от Алисы к Бобу), многократно описанных «Компьютеррой» и не по исследованиям квантовых нелокальностей (неравенства Белла), но из достаточно неожиданной сферы – из изучения бозона Хиггса. Более чем четыреста цитированных работ за два года заставляют надеяться на быстрый прогресс.
Ну а на третьем месте оказывается переход человечества в полностью цифровой мир. «Подключенными» окажется все, что нас окружает, начиная с самых маленьких и самых дешевых вещей. Вот в этот прогноз – в отличие от первых двух – верится легко. Слишком он хорошо сходится с теми темпами роста, что предсказывают «интернету вещей» отраслевые прогностические компании. И произойдет это вне зависимости от перспектив технологий графена и нанотрубок, на которые возлагают большие надежды в Thomson Reuters.
Дальше идет ряд медицинских прогнозов, в которых возлагаются большие надежды на внедрение в практику генноинженерных методов. Считают, что удастся справиться с сахарным диабетом первого типа, со старческой деменцией (благо, что рынок пациентов расширен благодаря вхождению в него многочисленного поколения бэби-бумеров…), получить нетоксичные средства для борьбы с онкологическими заболеваниями. Всем привычную пластиковую упаковку полностью заменит упаковка биоразлагаемая.
Говорится и об извечной мечте человечества – решении продовольственной проблемы, продукты питания благодаря развитию биотехнологий станут доступны всему растущему населению планеты. Этому будет предшествовать снижение колебания цен на продовольствие, которое в настоящее время затрудняет работу фермеров, но обогащает посредников… Но все это проходит по ведомству биологии.
А вот еще один прогноз относится к сфере честной инженерии. И связан он с массовым внедрением индивидуального летающего транспорта. Причем – индивидуального. И – электрического. Нынешнее широкое внедрение мелких дронов с литий-ионными аккумуляторами, парящих и над парками, и над полями боев соседней гражданской войны, экстраполируется в будущее. И – получается образ мира, преображенного третьим измерением, дарованным индивидуальному пассажирскому транспорту.
Перемены тут действительно могут быть весьма серьезны. Когда-то внедрение автомобиля в быт США породило феномен сабурбов; пригородов, в которые переселяется большая часть дееспособного населения. Это, естественно, повлияло на архитектуру и землеустройств. А «летающие автомобили» могут сделать эти перемены еще более радикальными, совместив удобства городской жизни с экологичном сельским окружением, когда нет нужды даже в дорогах…
Говорят о том, что пропуском во взрослую жизнь – как ныне водительская лицензия– станут пилотские права. Ну, ничего невозможного в этом нет. Современный легкий вертолет управляется несопоставимо проще, чем Ми-2. А летающий автомобиль, например с вертикальными винтами, закольцованными в кожухи для повышения тяги, может быть и экономичен на уровне внедорожника, и прост в управлении. Большую часть которого – а то и все полностью – возьмут на себя приборы. Дело за малостью – за емкими аккумуляторами, над которыми работал еще А.Ф.Иоффе и которые воспевал в своей фантастике Александр Беляев…
Ну и в конце подытожим – речь идет не о то, что осуществиться на самом деле, а о то, что читают привлекательными направлениями инвестиций финансовые аналитики (а вовсе и не ученые с инженерами). Но черная магия рынков все же очень сильна…