События в мире Bitcoin развиваются по наихудшему для России сценарию. В технологическом фундаменте криптовалют так и не нашлось серьёзных уязвимостей. И список бизнесов, принимающих биткойны, продолжает пополняться всё более крупными именами. Но хуже всего то, что пока мы пытаемся с Bitcoin бороться, Запад вплотную подошёл к теме законодательного регулирования криптовалютного обращения. И споры теперь кипят уже не вокруг применимости или особенностей этого — такого юного! — технофеномена: мало кто сомневается, что за криптовалютами будущее. Спорят о том, сколь жёсткими должны быть правила для бизнеса, желающего иметь дело с биткойном и его производными.
Представить, в каком направлении работает мысль западных чиновников, можно по опубликованному в минувший четверг финрегулятором штата Нью-Йорк, США, черновому варианту свода правил для предпринимателей, планирующих легально оперировать Bitcoin. Суть простая: если компания X планирует просто торговать за биткойны, никаких особенных разрешений не требуется. Но если она желает предлагать услуги обмена или хранения криптовалют, придётся получить у государства специальную лицензию (ей даже дали название: BitLicense).
Получение лицензии предполагает соответствие длинному ряду требований — и вот лишь некоторые из них. Во-первых, каждая операция должна будет подтверждаться чеком/квитанцией. Во-вторых, X должна иметь на счёте в обычном банке сумму, достаточную, чтобы удовлетворить значительную часть текущего долга клиентам — и определять, сколь велика эта часть, в каждом конкретном случае будет государство. В-третьих, клиент должен быть уведомлен о всех рисках, сопровождающих операции с криптовалютой (пункт, считающийся бесполезным среди публичных компаний, но явно не лишний для пока ещё абсолютно непрозрачных бит-лавочек). Плюс жалобы клиентов должны рассматриваться всерьёз и храниться на протяжении 10 лет, плюс — Штаты и Европа боятся этого ничуть не меньше нашего — должны быть приняты меры против отмывания денег и финансирования терроризма (клиент обязан назвать себя, указать подлинный адрес проживания, а компания обязана проверять предоставленные данные), плюс компания обязуется проводить регулярный аудит, оплачивая время наёмным специалистам, плюс периодически отчитываться перед властями о текущем состоянии и планах…
С авторами BitLicense трудно не согласиться: они утверждают, что если компании, оперирующие биткойнами, смогут выполнить эти требования, уровень доверия к ним автоматически поднимется на недосягаемую ранее высоту. Ведь Bitcoin, увы, пока остаётся «диким Западом», где грабят среди бела дня, а управы на грабителей нет (посмотрите хоть на Марка Карпельса, спокойно пописывающего в «Твиттер» после «утери» почти десятой части всех биткойнов, находящихся в обращении). Доверие к бит-сервисам упало очень сильно. Но устраните мошенников, дайте широкой публике минимальную уверенность в безопасности бит-операций — и это сработает как рычаг: потянутся люди, вырастут прибыли компаний, делающих бизнес на или с помощью криптовалют. Так что многие предприниматели в Штатах оценивают инициативу нью-йоркских властей очень высоко.
Однако критики тоже есть. Суть их позиции: предложенные правила неадекватно суровы. BitLicense не просто лишает криптовалюты важнейших преимуществ (например, анонимности операций), но по большому счёту является попыткой уложить криптовалютный бизнес в прокрустово ложе финансовых сервисов XIX века. Чрезмерная дороговизна (смогут ли стартапы позволить себе нанять аудиторов, хранить все отзывы клиентов десять лет, компенсировать каждый полученный бит-цент долларом в банке?) и строгость (например, забытые бит-кошельки по истечении пятилетнего срока предложено принудительно отдавать государству) предъявленных требований отпугнут предпринимателей и инвесторов от криптовалют.
Биткойн тем и привлекателен, что сыр и прост: барьеры на входе — денежный, энергетический — низки, потенциальная отдача огромна, поэтому здесь так много интересных проектов. Но примите правила, подобные BitLicense, и открыть свой биткойн-обменник станет ничуть не проще, чем открыть собственный банк! Американские предприниматели боятся такого исхода: слишком строгие правила могут вытеснить Bitcoin-стартапы в менее зарегулированные зоны планеты — другие штаты и, вероятно, другие страны.
И это не пустые опасения. За последний год биткойн сформировал вокруг себя ураган исследовательской и инвестиционной активности. Аналитики всерьёз изучают опасности, связанные с криптовалютами (на днях европейское агентства EBA насчитало аж семь десятков специфических рисков), и одновременно подтверждают — давно известные среди биткойн-адептов — их сильные стороны (меньшая стоимость транзакций, более быстрое прохождение переводов). И пока Штаты трудятся над общими правилами, Европа решает более узкий, но не менее важный вопрос: считать ли биткойны товаром или своего рода частными деньгами — и склоняется в сторону последнего (вопрос не праздный, ведь если Bitcoin — деньги, операции с ним можно избавить от налога на добавленную стоимость, что и сделали уже как минимум Германия и Великобритания).
Наконец, бизнесы, что в США, что в Европе, больше не чураются криптовалют, а последним и самым крупным предприятием, связавшим себя с Bitcoin, стала Dell: теперь её технику можно приобрести онлайн за биткойны. Все компании делают это одинаково: полученные биткойны немедленно конвертируются в обычные деньги (посредством сервисов вроде Coinbase), так что от скачков курса они защищены. Да и курс, в общем, поуспокоился: вот уже несколько недель за один BTC дают чуть больше 600 долларов.
Увы, Россия в очередной раз оказалась на обочине прогресса. Мы уже даже не среди отстающих, мы — среди наблюдателей, пассивно взирающих на происходящее. Любые криптовалютные инициативы в нашей стране (см., к примеру, темы конференции CryptoForum) обречены на прозябание в серой «полулегальной» зоне. Расплата за безопасность?
P.S. Клип «Bitcoin Girl» смотрите здесь.