История техники рассказывает нам о регулярно возникающих ситуациях, когда новые технологии, уже возникнув, застывают «на низком старте» перед рывком массового внедрения. Характеризуются такие ситуации разнообразием присутствующих на рынке технических решений, отсутствием устоявшихся стандартов, крайне быстрым моральным старением образцов. Так было с автомобилестроением в самом конце позапрошлого века, с авиацией в Великую войну вековой давности, с персональными компьютерами в восьмидесятые. Ну а теперь такой этап проходит робототехника…
Когда то, что было сначала изящной игрушкой – как эолипил Герона, а потом удивительной, но непрактичной конструкцией – как бегавшая в 1870 году по Парижу паровая тележка Жозефа Кюньо (и ныне сохраняемая рачительными французами в «Conservatoire des Arts-et-Métiers»), превращается в рентабельные машины? В паровозы, связавшие быстрым и удобным сообщением сушу планеты, и принесшие железнодорожным магнатам состояния, долей национальных богатств, превосходящие нынешние барыши ИТ-индустрии?
Да тогда, когда на эту технологию возник массовый и универсальный спрос! Когда появилась возможность производить в огромных масштабах и рентабельно продавать в высшей стемени однородный товар. Рельсы, производящиеся сначала десятками километров, а потом и десятками тысяч километров. Костыли, немыслимые количества которых нужны для крепления рельс к шпалам. Детали стрелок и стандартных чугунных мостов (их в большом количестве бережно сберегли в Великобритании).
По этим путям бегали тоже достаточно однородные паровозы (хоть и разделившиеся на маневровые, пригородные, грузовые и курьерские), таскавшие достаточно однородный парк вагонов (также поделившихся на пассажирские разных классов) и платформ. Все –¬ несмотря на деления ¬на классы – весьма однородно. Одна и та же технология везет и людей – из самых разных классов общества – и самые разнообразные грузы. Именно благодаря тому «чугунка» преобразила лицо континентов (чему не все радовались – географ Любимов из Киевского кадетского корпуса почитал «величайшим злом для русских городов и местной промышленности появление железных дорог», о чем поведал в мемуарах граф Игнатьев…).
Потом точно такой универсализм – способность обрабатывать и хранить числовую, текстовую, звуковую и визуальную информацию, представленные в единой, цифровой форме – позволил компьютерным технологиям преобразовать экономику планеты. Ну а теперь настает этап внедрения робототехники. И какой же робот скорее всего окажется самым распространенным?
Ну, давайте посмотрим, что присутствует на любом предприятии и тяжелой и легкой промышленности, на заводах и сверхвысокотехнологичных, и сверхтрадиционных, и тех, кто производит пищевые товары и лекарства, нужные для того, чтобы люди могли жить, и системы оружия, нужные для того, чтобы люди не слишком баловались? Что было там всегда, до того еще, как пришли первые механические двигатели, и что останется, когда с заводов уйдут последние люди?
Правильно – это грузчики! Прибывающие на завод сырые материалы и всякие там узлы с комплектующим надо разгружать. Ну а готовую продукцию – загружать в упаковки и транспортные средства. Ну и – перемещать внутри самого завода… Так было и так будет. И значит самым первым и самым массовым роботам стоит присмотреться именно к работе грузчиков. Ведь посмотрите на объявления о найме рабочей силы – эта категория тружеников нужна везде и всегда! И близится время, когда она будет заменена роботами.
Самым первым применением роботов будет внедрение их на опасных производствах. Еще в расцвете индустриальной эпохи с ее достаточно изобильной рабочей силой, работы в «горячих», то есть радиоактивных камерах, велись с помощью на редкость остроумно сконструированных чисто-механических манипуляторов, каждый из которых воплотил сразу несколько томов «Механизмов» академика Артоболевского, под наблюдением многоколенных чисто оптических перископов…
Но это касалось лишь «штатных», изначально заложенных проектировщиками операций. Стоило возникнуть нештатным ситуациям – как в Фукусиме – и в радиоактивный ад в высокотехнологической Японии пошли люди… Урок был усвоен – мы множество раз рассказывали о роботах гражданской обороны, над созданием которых трудится DARPA, о роботах флотских пожарных, создаваемых Пентагоном, о планах англичан создать роботы для АЭС. И все они в ближайшее время будут внедрены сначала на особо опасных, а потом – на просто тяжелых и опасных производствах.
Но работы связанные с погрузкой-разгрузкой опасны и сами по себе. Просто опасность эта не реализуется «не оптом, а в розницу», мелкими порциями. Сейчас страшно смотреть на сорокалетних женщин, получивших «путевку в жизнь» аккурат в расцвет «рыночных реформ» и вступивших на путь веселого и высокорентабельного (да-да, высокорентабельного, я не шучу, норма прибыли огромная) «челночного бизнеса». Кто-то возил товар из-за рубежа, кто-то из Москвы в губернию, кто-то из губернии в уезд. Результат – одинаков. Деформированные позвоночники, раздавленные суставы, больные внутренние органы… И поверх этого нелепые татуировки – на память о бойкой молодости.
Причем это так, в результате длительной тяжелой работы. Травмы – растяжения, синяки и переломы – идут отдельно и они неизбежны. А за них придется платить, в диком капитализме работнику своим здоровьем и судьбой, в гражданском обществе – работодателю. И весьма приличными деньгами… Поэтому внедрение роботов-грузчиков может оказаться сугубо рентабельным даже по одним этим причинам! (Такое простое устройство способно сохранить немало здоровья – видеоссылка)
А еще человек-грузчик плох тем, что он мал для тяжелых грузов, и крупноват для мелких. С однокилограммовыми дельта-роботами (1-kg payload delta robots) при упаковке мелких и хрупких грузов не могут ныне тягаться даже самые усердные азиатки с самыми тоненькими пальчиками (когда речь идет о том, чтобы паковать мелочь час за часом с конвейерной скоростью).
Ну, вот смотрим дальше на объявления о найме рабочей силы. Мелькает слово «санитарная книжка». Роботы тоже ими обзаводятся. Понятно, что в массовом производстве робот не станет резать ножом для мяса мягкие сыры… Но и роботы-универсалы ныне обзаводятся устройствами дезинфекции, омывающими их рабочие органы раствором перекиси водорода – качество сертифицировано Министерством сельского хозяйства США (USDA) и их же Администрацией по контролю за продуктами и лекарствами (FDA). Поскольку скандалы с пищевыми отравлениями регулярно мелькают в прессе, тема более чем актуальна.
Что всегда было атрибутом тяжелой работы грузчиков? Это – «трудовая песня». Будь то англосаксонская «Sail to haven a black clipper…», или родная «Дубинушка». Они позволяли рабочей артели синхронизировать свои движения и усилия, обеспечивая подъем и перемещения особо тяжелых грузов. Теперь такими «трудовыми песнями» обзаводятся и артели роботов. Они нужны им для работы с грузами с весом более тонны – ведь нагрузить этим более мелкие универсальные машины, выпускаемые большими сериями, оказывается куда рентабельней, чем закупать специализированный сверхтяжелый манипулятор.
Старшие из читателей возможно помнят те времена, когда на предприятиях водились отделы НОТ, научной организации труда. А начинали основатели этого дела – американец Тейлор, россиянин Гастев – с оптимизации простейших операций, вроде работы грузчика… Учили, как правильно засыпать и носить мешки на мельнице. Теперь этому учат роботов – формировать в пространстве оптимальные траектории грузов, засыпать сыпучие материалы наивыгоднейшим путем…
И вот такие универсальные роботы найдут в ближайшее время применение на любом предприятии, что на промышленном, что на торговом. Что обеспечит робототехнике массовый сбыт, и привлечет в отрасль значительные инвестиции. Ну а дальше пойдет эффект раскрутки, spin-off, которой сформирует новый образ планетарной промышленности…