Что ни говорите, а Нгуен Ха Донг везунчик. Когда на твоём счету хотя бы одно мобильное приложение, ставшее хитом — а Ха Донг известен, наверное, каждому обладателю смартфона и планшетки на земле: он написал Flappy Birds — судьба твоих будущих творений предопределена. Так что злопыхатели могут сколько угодно стебаться над Swing Copters, новой игрушкой знаменитого вьетнамца, но оценок у неё уже десятки тысяч, а скачиваний на порядки больше.
Среднестатистический независимый разработчик о лаврах отца Flappy Birds может только мечтать. Написать популярный апп — всё равно что выиграть в лотерею. Математика тут простая. С одной стороны — невероятный, фантастический спрос. Одна только Apple продала уже немногим меньше миллиарда iOS-устройств, добрая половина из которых «Айфоны», и каждый божий день только её App Store посещают триста миллионов человек. Счёт скачанным копиям идёт на десятки миллиардов, средний «тираж» для каждого iOS-приложения составляет шестьдесят тысяч копий и продолжает расти. Как и выплаты девелоперам, превысившие двадцать миллиардов долларов.
Стараниями Apple и Google мобильные приложения превращены в самый популярный вид цифровых медиа: именно они теперь отнимают наибольшее время у пользователей цифровых устройств. Казалось бы — пиши и греби деньги лопатой, но у монеты есть обратная сторона.
Проблема, во-первых, в том, что огромный спрос компенсируется гигантским предложением: в одном лишь App Store 1,2 млн позиций. Но и это ещё не самое страшное. Хуже всего неравномерность внимания. Как и с книгами, музыкой, вообще любым творческим продуктом, интерес движимой стадным инстинктом толпы обычно сосредоточен на незначительном количестве приложений. Остальным не достаётся ничего. Вот почему лично я с большим сомнением отношусь к рассуждениям первых лиц Apple по поводу «app-экономики»: все эти сотни тысяч рабочих мест, якобы, появившихся исключительно благодаря Apple App Store, вряд ли долговечны. Лотерея!
Впрочем, в отличие от настоящей лотереи здесь от игроков по крайней мере что-то зависит. Никто не отменял силу ярких идей — хоть сгенерировать таковую, конечно, сложно. Никто пока не запретил (грубое, да) клонирование чужих успешных приложений — и тот же Ха Донг может многое об этом рассказать. Его игрушки клонируют сотнями и Swing Copters, например, в первые же сутки после релиза передрали минимум десять раз (P.S. Данные устарели: к настоящему моменту клоны SC тоже исчисляются сотнями).
А ещё периодически возникают стратегические «дыры», нестыковки, диспропорции, которыми можно и нужно пользоваться, чтобы привести своё приложение к успеху. И как раз сейчас на мобильном рынке зияет одна такая дыра. Взгляните на этот график. Он нарисован по результатам исследований аудитории в США, но пусть это вас не смущает: Америка в мобильных технологиях — флагман, остальной мир подтянется.
Изображает он количество приложений, скачиваемых среднестатистическим обладателем смартфона в месяц. Поразительно, правда? Получается, что хоть ежемесячно из апп-сторов скачиваются сотни миллионов копий, двое из каждых трёх обывателей не принимают участия в этом мобильном пиршестве! Да и среди той трети граждан, которая хоть что-то качает, большинство ограничиваются одним-двумя, максимум тремя приложениями в месяц. Самое время задаться вопросом, почему публика в массе своей так холодна к новым мобильным приложениям, а заодно и попробовать понять, нельзя ли этим обстоятельством как-нибудь воспользоваться?
Очевидный (но, к счастью, не единственный) ответ заключается в отсутствии необходимости в большом количестве приложений. Потребности среднестатистического мобильного юзера покрываются буквально несколькими программами, причём статистика утверждает, что половина экранного времени приходится всего-то на один наиболее используемый апп: у кого-то это навигация, у кого-то соцсеть и т.п. Вот, кстати, список самых востребованных приложений среди совершеннолетних американцев. Обратите внимание, что в нём нет ни одной игрушки.
Но, повторюсь, ответ этот не единственный. Другая возможная причина слабого интереса широкой публики к новым приложениям просматривается в пока ещё отсутствующем понимании смартфона как замены компьютеру. Поменяв простомобильник на смартфон, обыватель ещё какое-то время относится к новому устройству как к обычному телефону, не понимает, на что способна приставка «смарт». На то, чтобы сломать этот ментально-психологический барьер, потребуются годы. Зато когда он будет сломан, среднестатистический ноль приложений в месяц превратится в отличное от нуля число.
И это приводит к третьему вероятному ответу на поставленный вопрос: слабый интерес масс к мобильному софту обусловлен ещё и примитивными механизмами обнаружения новых приложений. О том, что пользовательские интерфейсы апп-сторов могли бы быть лучше, вы, конечно, слышали. Критикуют Google, критикуют Apple, критикуют Amazon, Samsung и прочих — и всех за одно и то же: пользователь, пришедший в магазин приложений, видит лишь самые популярные, либо самые крупнобюджетные продукты (у создателей которых хватило денег на рекламу), тогда как сотни и сотни тысяч разработок остаются «под водой». Поиск и каталоги примитивны, предварительная проверка новых программ роботами или живыми людьми мало что дают: порой, даже зная точное название приложения, невозможно отыскать его среди десятков клонов. Так что интерфейсам апп-сторов есть куда расти — и они, конечно, развиваться будут.
Но пока ещё — месяц, год, может быть несколько лет — диспропорция сохранится: среднестатистический обладатель смартфона продолжит бездействовать, его мобильный голод останется неудовлетворённым. Идея в том, чтобы воспользоваться этим обстоятельством раньше других. Как? Скажите сами. Прорубить информационные каналы к простым юзерам, реализовать нестандартные рекламные схемы, короче, правдами и неправдами достучаться до пользователей — пока этого не сделал кто-то другой.