Утро. Я разбираю вал новостей, в котором Apple посвящена каждая вторая публикация, и мне — грустно. И дело не в том даже, что электронный гламур — все эти дюймы нецарапающегося стекла, гигагерцы процессинговой мощи, тысячи приложений и прочее — приелся. Дело в том, что впервые за много-много лет Apple — рождённая бунтарём! — не указывает путь, а только лишь старается не отстать от лидеров…
Обывателю, тем более подсевшему на «яблочную иглу», происходящее, наверное, кажется нормальным, закономерным, а может быть даже ярким как никогда. Он хотел _явно_ обновлённый «Айфон» — и вот пожалуйста, аж два на выбор, визуально новые. Годами грезил «Айвочем» — и вот они, «умные» Watch от Apple, Кук сдержал слово. А ещё «яблочные» устройства можно будет пользовать в качестве мобильных кошельков: фантастика да и только! Но толпа вообще доверчива, ленива, у неё узкий кругозор и девичья память: она не заметит, да и не вспомнит, что Apple когда-то могла не только плестись в кильватере, но и творить сама.
От начала времён — и я имею в виду, конечно, революцию персоналок, которую она же и запустила — «Яблочко» было тем самым бунтарём-одиночкой, который не стесняется думать не как все и действовать не как все. Не уверен, что это стоит ставить в заслугу единственно Джобсу, скорее сказался общий корпоративный дух, привитый и провокатором Возняком, и делягой Маркулой, и вечно экзальтированным Кавасаки, да вообще всеми, кто когда-либо имел счастье под этим флагом работать. Вспомните! Apple I и II как первые персональные компьютеры, Mac с его «гуём», Newton как духовный наставник наладонников, iMac, покончивший с писишной серостью и вернувший вкус к моноблокам. iTunes — первый настоящий магазин цифровой музыки. iOS — первая мобильная операционная система с пальцевым интерфейсом. Собственная — первая в своём роде, неслыханная вольность для ИТ! — сеть магазинов. iPad.
Пусть знатоки поправят: многое Apple подсмотрела, многое не привело никуда, не оставило заметного следа в истории. Но станет ли кто-нибудь спорить, что её амплуа до последнего времени было — рисковать, первой предлагать смелые технические идеи массам? Она не догоняла — она создавала рынки. Равняться ей было не на кого. А что сегодня?
Фаблетовский форм-фактор iPhone 6/Plus? Давно проработан Samsung и другими андроидовскими вендорами. NFC? Тут Apple вообще последняя. Мобильный кошелёк Apple Pay? Google (и не только) работает над ним уже несколько лет и добилась заметных успехов (кстати, Google Wallet готов к запуску в России, уже пускают на регистрацию) — и хоть на Кука надеялись, ожидая, что она воспользуется своим влиянием на покупателей и продавцов, теперь про эту надежду предпочитают не вспоминать, уж очень компания запоздала. «Умные» часы? Даже повторять не стану, кто уже влез в это дело и чего добился, скажу только, что даже к громоздким смарт-ходикам Samsung пресса как-то резко изменила отношение, теперь уже называя их «самым мощным смартвочем на рынке». Функция самоквантования? И снова мимо: вокруг «умных браслетов»-трекеров и им подобных устройств к настоящему времени выросла целая экосистема, счётчик поколений крутится вовсю.
Говорят, новые продукты — первое полное проявление Тима Кука как главы компании. Джобса в шестом «Айфоне» и Watch уже нет, это уже не его идеи, не его политика. Что ж, прискорбно, что вместо штурма неисследованных высот, Кук предпочёл догонялки. Тошно смотреть, как Apple подаёт под видом инноваций то, что давно уже реализовано (и реализовано прилично) конкурентами: почитайте хоть рекламную текстовку Apple Pay. И его оправдание, что важно, мол, не быть первым, а преподнести идею правильно, звучит на фоне оглущающего успеха андроидовских продуктовых линеек лишь оправданием, не больше.
Почему плохо идти за кем-то? Лидеры трудятся над второй и следующими итерациями, уже вычищают баги, а догоняющему ещё только предстоит самые сырые, самые грубые ошибки в своём продукте выявить, а потом уговорить покупателей раскошелиться на обновку (ох не случайно «яблочники» молчали о ресурсе аккумулятора Watch! Позже пресс-служба подтвердила, что будет рекомендовать зарядку каждую ночь). Рынок уже создан, места поделены и добровольно их никто не отдаст, придётся драться. История знает примеры, когда догоняющий вырезал догоняемых, а потом ставил на входе на рынок собственные ворота, но всё-таки Microsoft — скорее исключение, да её методы никогда и не были родными для Apple.
Говоря откровенно, мне всё равно, что теперь с нею станется. Повторится ли для неё середина девяностых (и на сей раз уже с неизбежным финалом, ибо второго Джобса нет и не предвидится) или напротив, она восстановит паритет с Google/Samsung («Майкрософту» она более не соперник и не товарищ: половину выручки и почти три четверти чистой прибыли в бюджете Apple составляют смартфоны), это уже не изменит главного: на айтишном рынке всё меньше игроков, которые удивляют неожиданными, смелыми, масштабными идеями.
Проведя четверть века бок о бок с компьютерами, я близок к разочарованию: здесь всё меньше интересного, захватывающего дух, и только open source ещё как-то подогревает старое увлечение. Курс, взятый производителями в последние годы ужасен: мы движемся, нас движут не просто к «утюгу» (помните это сравнение компьютера с бытовой техникой?), а к утюгу с рюшечками. Утюг нынче обязательно должен быть увешан рюшечками, чтобы окружающим сразу стало ясно, как ты крут — сам по себе функционал более не ценится, ибо у всех в общем-то одинаков. Apple Watch Edition в золотом корпусе — вы вдумайтесь только, электронное устройство от одного из лидеров ИТ-рынка в _золотом_ корпусе! — прямое тому свидетельство. Золото, кожаные ремешки, колёсико — ах, простите, корона, колёсиком его называть нельзя! — и это максимум айтишных инноваций, финал полувековой эволюции?
Какого чёрта айтишная компания переквалифицировалась в дизайнера модных фишек? Где технические идеи, которые брали бы под жабры? Неужели ИТ исчерпали себя?
Грустно, господа. Грустно.