Самым главным вопросом, который определит развитие робототехники ближайшего будущего, является вопрос платежеспособного спроса на «железных людей». Есть широко распространенное мнение, что капиталисту роботы не нужны, мол, эксплуатировать людей выгоднее… Кто-то тут сошлется на «Капитал» Маркса, кто-то будет говорить о том, что живые работники нужны, дабы их зарплата создавала платежеспособный спрос. Но ответ может дать нам только эмпирика, только практический опыт.
Ну, исходя из этого самого практического опыта, предпринимателей у нас в стране не любят. Известие о «взятии» – даже не под стражу, а всего лишь под домашний арест – крупного бизнесмена, не только обрушивает акции и останавливает торги на бирже, но и заставляет светиться счастьем лица водителей на заправке, и вселяет искреннюю бескорыстную радость в сердца известных блоггеров…
Почему так происходит? Ну, опрос известного либерального радио показывает, что даже среди его аудитории 75% считают, что миллиард честно заработать нельзя (а 52%, что ли хотят иметь миллиард – интересные люди слушают это самое либеральное радио…). И считают так люди небезосновательно. Ну как в тех городах, где проживает большинство населения нашей страны, разворачивается карьера удачливого бизнесмена?
Спекуляции в Перестройку, а у самых продвинутых – еще и до нее… Потом – приобретение по дешевке пары цехов у задушенного в ходе деиндустриализации завода, и сдача этих цехов мелкими порциями розничным торговцам. Повышение жизненного уровня населения в «нулевых» позволяет новоявленному лендлорду вести почти роскошный образ жизни. Приобретается «пентхаус» и строится загородный дом. Подыскивается юная жена из наиболее корыстных девок. Приобретается пара машин по пять миллионов (себе и жене) и дорогие часы (себе).
Причем не только германские машины, но и швейцарские часы, приобретаются на доходы предприятия (вычитаемые из налогооблагаемой базы). А налоговым инспекторам, пытающимся обратить на это внимание, говорится, что наличие родовитых машин и часов будет способствовать общему благу – благодаря им предприниматель сможет привлекать больше выгодных контрактов и создавать в большем количестве – обратим внимание ¬ – РАБОЧИЕ МЕСТА.
Вот и прозвучало волшебное слово – «рабочие места»! Ну, в реальности, конечно, никакого привлечения выгодных контрактов, не говоря уж об инвестициях, не происходит. Реально на гиперпотребление предпринимателя уходит амортизация построенных в советское время цехов (которые, кстати, планировалось заменить новыми зданиями еще в конце девяностых). А рабочие места создаются в виде кухарки (не умеет юная жена даже яичницу жарить), горничной, няньки и прочей прислуги…
Но это – у нас. Где и народ неправильный, плохой (почитайте любого писателя-диссидента, узнаете это…), и капитализм какой-то неправильный. Другое дело – на Западе, где все правильно и хорошо. Скажем, в Шотландии… Где сейчас референдум о независимости. А какова, собственно мотивация этой самой независимости? Что об этом говорят знакомые и находящиеся в свойстве шотландцы? И вот когда их послушаешь, становится очень интересно…
Ну, всякую там национальную романтику в духе немецких писателей начала позапрошлого века, отбросим сразу. От школьного чтения Вальтера Скотта шотландцы отлынивали, как и советские школяры от романов «Мать» и «Молодая гвардия» (читанный красный двадцатитомник Скотта в русских домах ввергает их в когнитивный диссонанс). Об Уоллесе знают лишь по фильму с Мелом Гибсоном. Wallace Monument удосужились посмотреть лишь по настоянию избегающего правого руля и нуждающегося в водителе русского дяди жены. «Лондонца на виселицу» не скандируют никогда…
Но зато – прекрасно знают (а старшие и помнят) о деиндустриализации Шотландии, успешно проведенной баронессой Тэтчер. Заводов и верфей бывших некогда в этом краю, больше нет. И нет – работы… Выпускники университетов инженерных и естественнонаучных специальностей работают технологами на заводах в Юго-Восточной Азии и ищут нефть на крайнем Севере и берегов Южной Америки. (Правда, экономя при этом на налогах, и годам к сорока имея возможность купить домик – юристы и биржевики вшестером снимают квартиру эдинбурского врача ХХ века, и о своем жилье только мечтают, надо платить пособия беженцам из Треьего мира…)
Чем занимаются те, кто был бы раньше рабочим, трудно сказать, наверное стоят барменами и официантами… И референдум за независимость Шотландии – это последняя, возможно безнадежная попытка, восстановить сколько-нибудь нормальное общество, избавленное от власти не столько Даунинг-стрит, сколько Сити… Что из этого получится – покажет лишь время. А мы пока посмотрим на настроения бизнесменов в самом что ни на есть центре глобальной экономики. Их любезно предоставляет нам The Huffington Post (America’s ‘Job Creators’ Would Rather Do Anything But Create ).
Тех, кого данная тема заинтересует, отошлем непосредственно к положенному в основу материала The Huffington Post отчету Гарвардской школы бизнеса – AN ECONOMY DOING HALF ITS JOB. Так как же намерены адепты учения Гарвардской школы бизнеса, цитадели самого, что ни на есть правильного и высокотехнологического капитализма, обращаться с рабочей силой? И ответ на этот вопрос может оказаться очень для многих обескураживающим.
Планы, которые питомцы Гарвард, вынашивают в отношении найма рабочей силы, прекрасно видны на диаграмме выше. И цифры на диаграмме разбивают в дребезг миф о хороших предпринимателях из страны правильного капитализма, являющихся создателями рабочих мест. Да так, что тон и всегда ехидной The Huffington Post становится тут особо издевательским, речь они ведут уже об «our future non-job-creators», о «наших будущих не-создателей рабочих мест»…
Посмотрим поподробнее – согласно отчету, 46% «создателей рабочих мест» предпочитают тратить денги на технологии, нежели нанимать на них рабочую силу. Предпочесть людей роботам – где она, солидарность «белковых», классовые интересы буржуазии сильнее, похоже, самой приверженности к роду человеческому – готовы лишь 26%. 29% от ответа на столь скользкие вопросы деликатно ушли… Впрочем, и без всякой роботизации 49% будущих работодателей предпочтут аутсорсинговых сотрудников – готовых нанимать на постоянной основе лишь 30% будущей бизнес-элиты.
Вот такие перспективы просматриваются в обозримом будущем у рабочей силы. Аутсорсинг – это фактическое тотальное отсутствие социальной и юридической защиты трудящихся, сформированной в развитых капиталистических странах в двадцатом веке. (Это к вопросу о том, плохи ли водители у колонки с 92-м бензином, злорадствующие по поводу миллиардерских проблем с правоохранителями…) Это – отсутствие стимулов для профессиональной подготовки, для тех самых «инвестиций в человеческий капитал» (еще один миф цивилизованного капитализма…).
Но это все – из области социальных наук и социальных проблем. Для инженерного дела вообще и для робототехники в частности важна готовность инвестировать в технологии и в роботов. (Впрочем, новое тут лишь для янки – Карл Маркс давным-давно описал процессы увеличения доли постоянного капитала; термин «постоянный капитал», не использующийся современным бухучетом, и означает те самые технологии и роботов, см. подробнее Предисловие к третьему тому «Капитала»…)
Так что реальный бизнес намерен вкладывать реальные деньги в робототехнику. Ну а о тех проблемах, которые в ближайшее время породит старое доброе противоречие между производственными отношениями и производительными силами, должны думать политики и общественные деятели… Ну и самим потенциальным работникам неплохо об этом задуматься!