В стране, где одной из приоритетных задач декларируемых властями всех уровней является повышение рождаемости – о чем свидетельствуют как сами программы «материнского капитала», так и плакаты микрокредитных организаций, порывающихся ссудить деньжат под это самый капитал – трудно поверить, что одной из проблем планеты Земля является перенаселенность. Но дело обстоит именно так, и если не в ближайшее, то во вполне обозримое время, ситуация резко обострится.
Наиболее подробной работой на русском языке, посвященной данной проблеме, следует считать книгу Сергея Петровича Капицы «Общая теория роста человечества. Сколько людей жило, живёт и будет жить на Земле», выпущенную издательством «Наука» в 1999 году. Книга эта интересна тем, что в основу ее положено количественное описание истории человечества как динамической системы. Порекомендуем ее, или второе издание – «Общая теория роста человечества. Как рос и куда идёт мир человека», М., 2009 г. – тем читателям, кто заинтересуется демографией.
Говоря вкратце, в работе этой демографическая история человечества – та, для которой не важны имена королей и названия выигранных битв, а значимо лишь число потомков обезьян на планете – разделена на три периода. Ну, примерно так же, как для термодинамики не важны судьбы – положения и скорости – отдельных молекул, а интересны лишь общие параметры газа.
Первый период самый ранний – пока людей на планете было мало, их численность росла в соответствии с линейным законом. Конечно, это усреднение работает усреднено по планете – в отдельных регионах возникали и очаги интенсивного роста численности, и разыгрывались трагедии еще более резкого сокращения численности, а проще говоря вымирания или истребления…
Затем – приблизительно к началу новой эры, к нулевому году – людей на планете в целом стало достаточно для того, чтобы сменился закон роста их численности. Он стал гиперболическим, пропорциональным квадрату численности человечеству. Открыл это Хайнц фон Фёрстер, опубликовавший в 1960-м году в журнале Science статью «A.D. 2026. At this date human population will approach infinity if it grows as it has grown in the last two millennia», в которой говорилось, что если гиперболический закон роста населения земли будет сохраняться, то к 2026 году численность населения земли окажется бесконечной.
Открытый фон Фёрстером закон был широко растиражирован и даже удостоился воспроизведения в мартовской книжке советского идеологического журнала «Коммунист» за 1964 год. Даваемые на основе его прогнозы впоследствии оправдались достаточно точно – население Земли к 200 году превышало 6 миллиардов душ, как и было предсказано. Но понятно, что за двадцать лет оно возрасти до бесконечности никак не могло. И действительно – достаточно быстро после открытия гиперболического закона он сменился на логистический. (Максимальный прирост относят к 1963 году.)
Более плавный рост по логистической кривой легко объясним на обыденном уровне. Люди переселяются из деревни в города (где теперь живет больше половины населения). Ребенок из рентабельного помощника по хозяйству (с трех лет пасущего гусей) превращается в объект неизбежных расходов на ближайшие двадцать-двадцать пять лет, а то и больше… Да и других развлечений – кроме того, чтобы делать детей – город предоставляет заметно больше.
Этот эффект наблюдался в Европе, в Латинской Америке, в Азии… И казалось, что он – где-нибудь после 2050 года – будет всеобщим. Именно из этого исходил документ ООН, изданный в 2011 году «World Population Prospects The 2010 Revision», предлагавший примерно такой прогноз роста населения Земли: 2050 г. – 9306128 человек, 2060 – 9615189, 2070 – 9827113 , 2080 – 9968538, 2090 – 10062090, 2100 – 10124926. То есть просматривались хорошие шансы для того, что к концу двадцать первого века население стабилизируется на цифре в десять миллиардов.
Но сейчас появляются прогнозы, описывающие качественно иную и куда более тревожную ситуацию – World population’s growing pains: Study predicts 13 billion possible by 2100. Основываются они на исследовательской работе, результаты которой опубликованы в Science – World population stabilization unlikely this century. Суть ее состоит в том, что стабилизация населения планеты в этом столетии вряд ли произойдет…
Причина этого хорошо видна на графике вверху – легко заметить, что полный жизни черный континент отнюдь не намерен следовать общей норме на демографический перелом. Весь сноп траекторий, описывающих численность населения Африки после 2050 года, демонстрирует стабильный рост численности. Без каких либо тенденций к снижению рождаемости.
Детская смертность – сокращается. Даже со СПИДом сейчас живут достаточно долго, да еще и появляются шансы на создание радикального лекарства от этой хвори. Лихорадка Эбола – которую мистер президент Обама почитает даже большей угрозой человечеству, чем Россия – существенно повлиять на демографию не может из-за специфического вектора переноса. Так что нигерийские женщины стали живым опровержением надежд на демографический перелом.
В этой стране – с нынешним населением в 174 миллионов человек – женщины по-прежнему рожают по шесть человек детей в среднем. А детская смертность там сокращена очень сильно – нефть, все же, позволяет решать очень многие проблемы. И с вероятностью 90% считается, что население этой страны к 2100 году превысит 532 миллиона человек. Ну а на всем Черном континенте будет жить четыре миллиарда душ – что вчетверо больше нынешнего миллиарда.
Так что о стабилизации населения к середине нынешнего века на отметке в девять миллиардов человек – из чего исходили все современные прогнозы международных организаций – не приходится и мечтать. Рост будет продолжаться и дальше, и самые радикальные источники говорят о 13 миллиардах душ, населяющих нашу планету к концу века, фактически об удвоении ее населения. Нет, конечно, есть разные версии прогнозов; The Guardian говорит об одиннадцатимиллиардном населении, зато прогнозирует Нигерии численность в 2100 году в 900 миллионов человек – World population to hit 11bn in 2100 – with 70% chance of continuous rise.
Но в любом случае будет весело. Рыночное хозяйство имеет в своей основе императив экономического роста. Надо производить и продавать все больше и больше. А для этого нужны ресурсы. Количество которых на планете ограничено. Текущее падение цен на нефть не должно никого обманывать – запасы углеводородов на планете ограничены, а термоядерная энергетика остается столь же отдаленной перспективой, как и шестьдесят лет назад. Да еще маячит нехватка, скажем, фосфора…
Да что там фосфор – даже обычная питьевая вода имеет хорошие шансы стать дефицитом для все большей и большей части населения. Плюс неравномерности роста – ну, есть в Средиземном море такой остров Лампедуза. Екатерина Великая пыталась приобрести его для российской военно-морской базы, чтобы эскадрам, было где отдыхать на ежегодном пути из Балтики. Питал интерес к ней неудачливый Павел… Но теперь это – центр нелегальной иммиграции. Валят на остров переселенцы из Африки, добирающиеся до вожделенной Европы, края, где можно жить не работая.
И очень интересно представить, как весело там будет после учетверения населения Черного континента. И к этому добавятся беды, вызванные исчерпанием источников пресной воды, истреблением лесов и истощением почв, глобальными изменениями климата… Можно предположить неизбежный возврат к нравам палеолитических войн с их тотальным истреблением. Не из-за чьей-то злой воли – просто из-за того, что таковы нравы антагонистических игр, дележки конечного ресурса.
Именно конечного – всякие там космические экспансии, эксплуатации ресурсов Солнечной системы, в обозримом времени окажутся, скорее всего, за пределами возможности доступных технологий. Вторичное использование ресурсов вещь полезная, но с ограниченными возможностями. Так что перед нами образ будущего, в котором сладких пряников на всех явно не хватит…