Увлекшись мобильными устройствами, мы как-то позабыли об игровых приставках. Между тем вот уже год как пошло в продажу восьмое поколение консолей. Самое время подвести промежуточный итог, тем более, что и производители, начавшие подготовку к новогодней шоппинг-лихорадке, подталкивают к тому же. Так кто ведёт и куда все направляются?
Считая «по головам», лидер к настоящему моменту обозначился чётко: Sony PlayStation 4 бесспорно играет первую скрипку, разлетевшись по миру 11 миллионами экземпляров (и это ещё осторожная оценка). Своего главного соперника, Xbox One, она обошла почти вдвое: не считая Wii U (почему — речь далее), из каждых десяти продаваемых приставок последнего поколения, шесть — это PS4. Sony лидирует практически везде, за исключением разве Китая, где продажи XO уже начались, тогда как PS4 только планируются.
А на днях вышло первое обновление прошивки, существенно расширившее функционал: среди новых возможностей — воспроизведение музыки с USB-носителей и долгожданный режим Share Play, позволяющий приглашать друзей в свою игру. Правда, гости получают чуть худшее качество картинки и ограничены временем в один час: объясняется это тем, что Sony рассматривает Share Play как разновидность демо-версии, своего рода стимул, который должен подтолкнуть к покупке собственной копии игры.
В затылок PS4 дышит Xbox One. Её продажи оценивают в семь миллионов штук (сосчитать точнее трудно: пока ещё продаётся и Xbox 360, и официально называется лишь совокупная цифра). Но в чём софтверному гиганту не откажешь, так это в энергичности: Microsoft очевидно активней своего конкурента — начиная с вдвое большего рекламного бюджета и заканчивая регулярными частыми обновлениями прошивки. Со следующей недели сюда добавится и преимущество по цене: до сих пор PS4 и XO в базовой комплектации стоили одинаково (в Соединённых Штатах это $400), однако, на ноябрь и декабрь Microsoft пообещала скидку в $50 (ещё сто можно скинуть, сдав старую консоль, Xbox 360 или PS3).
Скидка временная, но мало кто сомневается, что её продлят бессрочно — потому что и Sony, по слухам, тоже готовится играть с ценой. Таким образом вопрос выбора между PS4 и Xbox One едва ли стал проще. Но по крайней мере можно послушать, что говорят о приставках состоявшиеся покупатели.
Восемнадцать миллионов человек, уже «проголосовавших рублём» за игровые консоли восьмого поколения, теряются на фоне сотен миллионов обладателей смартфонов и планшеток, часто приобретающих их для того же самого, то есть для игр. И всё-таки правы были оптимисты, утверждавшие год назад, что приставки не сдадутся под натиском мобильных устройств: рынок консолей невелик, но стабилен, геймеры лояльны, платёжеспособны и не гонятся за дешевизной, а продажи новых моделей набирают ход по мере того, как выходят из употребления консоли седьмого поколения. При этом в абсолютном выражении разрыв между Xbox One и PS4 слишком мал, чтобы склонить разработчиков к выпуску только эксклюзивных игрушек. Это — хорошая новость: впервые на приставках мы видим столько кроссплатформенных разработок, работающих и там и там. «Эксклюзивы» на платформах восьмого поколения составляют менее одной пятой части игровых библиотек — и вряд ли могут склонить стрелку весов в ту или другую сторону. Однако уже нарисовались и несколько аспектов, действительно способных повлиять на расстановку сил в ближайшем будущем.
Речь, во-первых, о сделанной Sony ставке на «независимых» мелких разработчиков. Пока Microsoft придерживалась традиционной модели, работая только с гейм-издателями с именем, способными гарантированно выдать хит класса ААА, Sony дала доступ к своей платформе сонму мелких неизвестных авторов — слабо предсказуемых, но тем и интересных. В результате уже сейчас для PS4 имеются десятки необычных, ярких «инди-игрушек», которые порой трудно даже классифицировать по стилю. Глядя на успех соперника, Microsoft затеяла аналогичный проект (ID@Xbox), но о его результатах пока говорить рано.
Во-вторых, обозначилась неожиданная разница в качестве изображения. Теоретически, примерно равные по вычислительной и графической мощи, PS4 и Xbox One должны бы генерировать идентичные картинки. Но теперь, когда есть что сравнивать, вдруг выяснилось, что консоль Microsoft часто уступает противнику: игрушки, идущие в FullHD на PS4, бывает, вытягивают только 720p на Xbox One. Чем это объяснить, пока непонятно: Kinect отбирает на себя часть ресурсов, но недостаточно, чтобы дать такой разрыв; разница в операционных системах (клон MS Windows против клона FreeBSD) тоже как будто бы наблюдаемого разрыва не объясняет.
Но и не всё Sony праздник. Случилась приятная неожиданность и для Microsoft: 3D-камеры, сильно недооценённые поначалу, вдруг «выстрелили». В самом деле, когда продажи Xbox One и PS4 стартовали, разработчики игр и аналитики сошлись во мнении, что Kinect от Microsoft и PS Eye от Sony — лишняя деталь, которая не будет пользоваться спросом. Поэтому Sony не включила Eye в базовую комплектацию приставки, потому же и Microsoft в конце концов сделала Kinect опциональным. Но уже весной Sony с удивлением констатировала, что неожиданно многие (примерно каждый шестой) покупатели PS4 докупают и Eye. И вот тут Microsoft оказалась на коне: в отличие от Eye, которая всего лишь камера, Kinect фактически — 3D-сканер, работающий при любой освещённости с объектами любого размера. Преимущество Kinect быстро проявилось в играх: там, где Eye пасует, ошибаясь или вовсе отказываясь работать, Kinect распознаёт движения тела стабильно чётко. И это, конечно, скажется на предпочтениях публики уже в следующем году, когда игры, поддерживающие Kinect, более нельзя будет сосчитать на пальцах одной руки.
Впрочем, и степень влияния Kinect пока лишь догадка, ожидание. Принимая во внимание всё вышесказанное, придётся повторить: в настоящий момент факторов или свойств, позволяющих дать однозначный ответ на вопрос «Что выбрать?», не существует. Но, в отличие от предыдущих поколений консолей, восьмому мешает ещё и крепчающая армада альтернативных игровых приставок. К восьмому поколению они принадлежат больше по дате рождения, нежели по длинной родословной или процессорной мощи — чего у них зачастую нет. Это прелестная андроидная Ouya, это nVidia Shield, линуксовая Steam Machine и многие другие. Даже Google не утерпела и выпустила на днях собственную Nexus Player. На всех них возлагались и возлагаются большие надежды, но никто пока в полной мере их не оправдал — и причины везде одни: недостаток софта при цене, порой сопоставимой с «настоящими» консолями. Теперь считается, что они окажут заметное влияние на ситуацию на рынке игровых приставок, но случится это не раньше следующего года, а вероятней всего растянется лет на пять.
Увы, Nintendo Wii U, с которой фактически и началось восьмое поколение, тоже классифицируется нынче как альтернативный продукт. Среди прочих она стоит особняком, продаваясь лишь немного хуже Xbox One (грубо, продано 7 млн. экземпляров). Однако разница в оценке Wii U и той же Xbox One гейм-девелоперами огромна: никто из крупных игровых студий не ориентируется более на нинтендовскую консоль, в первую очередь по причине её значительно меньшей вычислительной мощности. Как следствие, нет недостатка в апокалиптических прогнозах: для Nintendo надвигающаяся зима кажется моментом истины — после которого она либо сойдёт со сцены, признав поражение в борьбе с Sony и Microsoft, либо заявит новую приставку, функционально сравнимую с лидерами.
Так или иначе, точка ещё не поставлена. Ещё повоюем 😉
P.S. В статье использованы иллюстрации Luke Hayfield, Leon Terra.