Есть такой сайт – Global Firepower, много лет собирающий и систематизирующий данные об «огневой мощи» конвенциональных (то есть – неядерных) Вооруженных сил различных стран. И вот, заглянув даже на его главную страницу (а в нем еще много других интересных страниц…), мы видим довольно неожиданный перечень стран по мощи их армий. На первом месте, как и следовало предполагать, Соединенные Штаты с их гигантской экономикой и фантастическими военными расходами. А вот на втором – Россия.
Именно так, КНР, с её гигантской Народно-Освободительной Армией Китая, очень большими и весьма эффективными оборонными расходами, занимает почетное третье место. На четвертом – Индия, за ней – былая метрополия, Соединенное Королевство. И – повторимся – это без учета ядерных вооружений, наших РВСН и китайской Второй артиллерии. Довольно неожиданно после наших десятилетий «армейской разрухи»… Почему так? Может сайт фейковый, проплаченный местными пропагандистами? Вряд ли… Скорее надо исходить из презумпции добросовестности.
И – постараться объяснить указанное превосходство российских Вооруженных сил над китайскими из наблюдаемых факторов материального мира. Из достаточно общеизвестных военно-технических факторов. А главным их них будет такой – «Еще в 70-е годы прошлого столетия один из крупных военачальников, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза генерал армии Иван Павловский на подведении итогов крупных военных учений заявил: «Лучше иметь 10 танков, надежно прикрытых с воздуха, чем 100 танков без прикрытия». » («Тяжело сражаться на два фронта»)
«Его пророческие слова впоследствии не однажды подтвердились во времена арабо-израильских конфликтов, когда, например, на Синае за один боевой вылет один вертолет огневой поддержки (ВОП) типа «Хью-Кобра» уничтожал до 10 неприкрытых с воздуха танков.» То есть – господство в воздухе (не в полумистическом воздухе генерала Дуэ, а над конкретным полем боя) является старшим козырем, даже если в бомболюках и не висят «джокеры» ядерных бомб. А вот тут у Российской Федерации есть ряд преимуществ.
Нет-нет, не достигнутых «реформами», а унаследованных от СССР, от прошлого модернизационного проекта. Прежде всего – сформированная более чем столетием, от машин Григоровича, Гризодубова, Сикорского, конструкторская школа, умение объединять в систему разнородные элементы. Потом – отечественная школа авиационного двигателестроения, опирающаяся на гигантский задел в области спецсталей. Она обеспечивает российским двигателям на порядок больший ресурс, чем у китайских образцов. Значит – машины способны провести в воздухе много больше времени. Доставить к целям на порядок больше полезной нагрузки. (О том, как создавались авиамоторы рассказано в романе Бека «Талант», прообразом главного героя которого стал инженер Микулин.)
Дальше – авионика, электронная начинка самолетов. Тут у СССР был опыт десятилетий, отточенный в реальных боях с американскими машинами, начиная с Корейской войны и одноламповых приборов «защиты хвоста»… Значительная часть этого опыта была унаследована Российской Федерацией, и сейчас воплощена в новых технических средствах, на новой, цифровой, элементной базе. (Что не снимает вопроса о том, что Россия не производит значительной части комплектующих…)
Плюс – реальный боевой опыт. Наша страна почти непрерывно воюет (хоть и в ограниченных масштабах) с момента ввода войск в Афганистан, а НОАК после проигранного конфликта с Вьетнамом пороха на «полях чести» (и гниющих бинтов на медпунктах…) не нюхала. Так что победа сборной России на Танковом биатлоне 2014 выглядит закономерной, а реакция китайского общества – широко обсуждавшего, почему их команда уступила еще и маленькой Армении (катафрактарии которой когда-то громили легионы самого Красса) – выглядит примером здорового патриотизма («не умереть за Родину, а заставить противника погибнуть за свою страну…»).
А тут еще нейтральные швейцарцы из хорошо информированной Tages-Anzeiger ехидничают – «Jetzt kommen die Russen zurück und die Chinesen bauen aus», мол, Америка может потерять превосходство в своей ядерной мощи, когда русские возвращают ее, а китайцы отстраивают заново… Но США не были бы самой богатой державой мира, если бы не умели трезво анализировать угрозы, и искать пути реагирования на них. И один из таких путей изложен в докладе «мозгового танка» Center for a New American Security «The Coming Swarm», подготовлененного Полом Шарре (Paul Scharre).
Это – вторая часть доклада «Robotics on the Battlefield Part», посвященная применению боевых роботов на полях сражений. И в ней речь идет уже о формировании и сколачивании целых подразделений из боевых роботов. Причина, к которой американские военные мыслители обращаются к робототехнике, тривиальна и универсальна. Зовется она – нехватка бюджетных средств, та самая финансовая пропасть, в которую – по словам Великого Комбинатора – падать можно всю жизнь.
Самой богатой стране планеты элементарно не хватает денег. И не только на перспективные разработки, всякие там гиперзвуковые ракеты и системы инерциальной навигации на базе макроквантовых эффектов, но и на рутинное поддержание числа «платформ»; обеспечение количества танков, БМП, САУ, геликоптеров, самолетов и кораблей, необходимое для защиты своих глобальных экономических интересов по всему миру… Объясняется это достаточно просто, и объяснение это применимо и к прочим отраслям экономики Первого мира.
Дело в росте «постиндустриальных расходов». Содержании бюрократического аппарата Пентагона, оплате гигантских медицинских и пенсионных счетов ветеранов (мелкие оклады американских военных компенсируются жирными социальными пакетами), росте сервисных расходов (сотрудники частных военных компаний, развозящих по гарнизонам пайки, получают много больше военных, а ещзе больше имеют их владельцы…). Так что, даже в периоды роста расходов на оборону, на танки и корабли остается все меньше – а каждая из боевых единиц оказывается все дороже!
Ну а системы высокоточного оружия – в связи с ростом доступности цифровых технологий – расползаются по миру, вспомним лишь дронов над французскими АЭС. Так что потеря сравнительно небольшого числа американских боевых платформ может оказаться летальной для мощи США. Компенсировать это хотят внедрением военной робототехники. И уже не единичными дронами или роботами-саперами, а роями (Swarms) их. Причем речь идет о глубокой объемной печати таких роботов в количестве миллиардов штук!
Когда-то рои (Schwarm – звалась тактическая единица пикирующих бомбардировщиков) Ju 87 прокладывали дорогу танкам Блицкрига. Точность бомбометания достигалась пикированием, а тактическая гибкость – радиосвязью с офицером-наводчиком в передовых порядках вермахта. Теперь считается, что рои робототехнических систем смогут радикально изменить ситуацию на поле боя. Обмениваясь между собой информацией, они будут быстро и разумно реагировать на ситуации боя.
То есть – речь идет о том, чтобы замкнуть потоки информации не на расположенный за тысячи миль пункт управления, а на коллективную нейросеть, составленную из нейросетей боевых роботов. Такой «коллективный разум» сможет формировать картину происходящего, обобщая данные из огромного числа сенсоров, и выбирать из доступных средств поражения оптимальный наряд сил, необходимый для решения боевой задачи. Этакая инкарнация «тучи» из «Непобедимого» Лема, только не сформированная некроэволюцией, а созданная целенаправленно.
То есть – формирование и сколачивание боевых подразделений, обучение их коллективным действиям становится уже не задачей командующих частями офицеров, а проектирующих их инженеров. Учитывая, что роям роботов не нужно ни длительное обучение (достаточно «перепрошить» память), ни медицинское обслуживание, ни пенсии, то речь действительно может идти о революции в военном деле. Как, впрочем, и устройстве социума – реформы Мария, избавив квиритов от обязательной воинской службы, похоронили Римскую республику. А кем станут не служащие в армии люди – дичью?..
Причем доклад интересен тем, что он не обещает США господства на полях робототехнических битв – отмечая, что технологии нынче общедоступны – а напротив, предрекает длительную гонку роботехнических вооружений. Координировать которую должен пентагоновский “Defense Robotics Systems Office”… Так что скучно не будет – ждем продолжения событий!