После победы над узурпатором-Буонопарте и водворения его на о.Св.Елены (забавно, куда сослали виновника кровавых войн знают все, а где Эдмонд Галлей составлял «Каталог Южного неба» — почти никто) державы-победители поделили вершки и корешки. России, возглавляемой императором Александром Благословенным (с папенькой которого вышла какая-то мутная история) досталась почетная роль поддержания мира и порядка на континенте, в рамках La Sainte-Alliance. Ну а Британия скромненько удовольствовалась властью над морями, обеспечивающей ее доминирование в мировой торговле.
Казалось бы, медведь и кашалот поделили к общему удовольствию плоды победы. Но это – только на первый взгляд. Поддержание европейского порядка было мероприятием чисто затратным, но не приносящим никаких бонусов – ну, кроме защиты благополучия царственных особ от тогдашних майданщиков, всяких там декабристов. (Воспользуюсь поводом порекомендовать, пожалуй, лучшую «альтернативную историю» нашей литературы – повесть Льва Вершинина «Первый год республики»…) Но спасенная, скажем – Паскевичем, разгромившим революционных мадьяр Бема – Дунайская монархия тут же отплатила России черным предательством в Восточной войне.
А Англия, мирно правя морями, извлекала из этого непропорционально высокую долю морской (читай – международной торговли) и в результате сумела накопить достаточное количество денег для того, чтобы запустить механизм Промышленной революции. В 1880 году в Великобритании работали паровые машины общей мощностью 7780000 лошадиных машин, ну а Россия десятью годами позже достигла общей мощности 3000000 «лошадей» (из 60000000 л.с., установленных в то время по миру, двадцатая часть – учитывая, что сейчас наша доля в планетарном ВВП 3%, то возникает вопрос, как же мы провели век-с-четвертью…).
Понятно, что России такое положение дел не нравилось. Бросить «англичанке» вызов на морях возможности не было, зато шла Большая игра на евразийской суше, борьба за рынки сбыта и источники сырья Средней и Центральной Азии. Слегка затихнув во время погубившей Российскую империю Антанты, она возобновилась с приходом к власти большевиков – извечная геополитика обрела здесь формы священной войны с богомерзким коммунизмом. Для того, чтобы русские большевики не проникли в Индию присматривал Лоуренс Аравийский, работавший «под крышей» коменданта казарм в Карачи.
Но это уже была работа «на вылете». Индустриализирующийся СССР эпохи пятилеток обогнал Британию по выпуску стали, а любивший «четырехлетние планы» Третий Рейх обходил по этому параметру островную империю раза в полтора… Ну а потом – потом Британия, уступившая по Атлантической хартии власть над глобальной экономикой США, тихо сошла со сцены. СССР еще покупал после войны английские реактивные двигатели. Еще создавался в Южной Австралии ракетный полигон Вумера. Но своему старинному противнику Британская империя навсегда проиграла в технологической гонке, что стало абсолютно ясно 4 октября 1957 года и 12 апреля 1961 года.
Английские космические успехи остались лишь на страницах раннего Артура Кларка – кстати, своевременно сбежавшего от грабительских английских налогов на благодатный Цейлон. Бывшая Британская империя обрела спокойную жизнь в качестве пришвартованного у берегов Европы непотопляемого авианосца своей мятежной колонии. Сытость ей обеспечивает сохранившаяся роль важного финансового центра. Но и в мире наук и технологий Британия нанесла ответный удар – империи ведь не исчезают бесследно…
Как сказано выше, отставание Британии «навсегда» стало ясно в ходе так называемого Sputnik crisis – шока от запуска русскими маленького шара с четырьмя антеннками, поселившего в американских сердцах атмосферу страха и неуверенности. Но на шок этот американцы прореагировали здраво – они начали обсуждать проблемы в своей системе образования, уступающей советской по уровню преподавания точных наук и числу учащихся, изучающих их. Вскоре были приняты меры для ликвидации этого отставания…
А вот британцы пошли дальше. Преодоление этого отставания они решили превратить и в шоу, и в бизнес. 23 ноября 1963 года на телеканале BBC стартовал первый эпизод научно-фантастического сериала Doctor Who. Сериал этот был задуман как семейное зрелище, которое субботним утром будет знакомить британских детей и их родителей с достижениями различных наук. Причем не только точных и естественных, но и гуманитарных. Разнородные серии, разбитые по требованиям телевизионного формата на эпизоды по 25-45 минут, связывала в единое целое фигура Доктора, путешественника по пространству-времени.
Первый эпизод «Доктора Кто» особого интереса не вызвал. Его переплюнула реальность – Ли Харви Освальд, скверный стрелок по нормам советского ДОСААФа, порешил из старенького «манлихера» Джона Ф. Кеннеди. Но уже через неделю повторенный эпизод смотрели с большим интересом. А лет через пять над Doctor Who цинично измывалась комическая группа Monty Python (это как здешний «Лурк» — пока тебя не обругали, именно обругали, иное может быть вкусовщиной, то ты в местном информационном пространстве не присутствуешь…).
С тех пор Доктор, последний из Повелителей Времени (которого по очереди играла дюжина актеров) прочно поселился на телеэкранах. Сериал идет и ныне, в FHD качестве (интересно, когда будет переход на 4К…), восьмой сезон, отсчитываемый после пятнадцатилетнего перерыва с конца восьмидесятых до середины нулевых, являясь самым долгоживущим и самым распространенным (его даже КНДР купила…) НФ-сериалом в мире. Ну а корабль пространства-времени TARDIS — Time And Relative Dimension(s) In Space – маскированный под полицейскую будку индустриальной эпохи, известен всей планете.
Гуманитарные серии довольно быстро вышли из оборота Doctor Who, ставшего чисто научно-фантастическим. Но с точными науками его сценаристы – а среди них был, скажем, Дуглас Адамс –обобходятся блистательно. Ну, вот один из самых «безумных» эффектов квантовой механики – влияние наблюдателя на систему. Попытке описания его в литературной форме посвящен роман Грега Игана «Карантин». А вот сценаристы «Доктора…» проиллюстрировали этот эффект всего лишь сорокапятиминутным эпизодом «Blink», в котором появляются квантовые существа Weeping Angels.
Когда на них смотришь, «плачущие ангелы» это крылатые статуи из несокрушимого камня. Именно к такой форме их квантовую функцию схлопывает взгляд наблюдателя. Отвел взгляд или моргнул – они оживают, превращаясь в беспощадных охотников. Очень жутко и очень наглядно. Посмотрит ребенок на такого, и на всю жизнь в его память врежутся парадоксы квантового мира квантовой механики. Он сможет дополнять результаты вычислений какими-то интуитивными представлениями. И это – один лишь эпизод. А снято к концу апреля 2013 году были 235 самостоятельных серий, в том числе 794 эпизода…
Гигантский объем современных научных знаний, доставленных к самой широкой аудитории в захватывающей форме. Сейчас заказчики готовятся получать робота-охранника от стартапа Knightscope (мы рассказывали весной об этих машинках – «Робокоп заступает на охрану объектов Кремниевой долины»). А с кем сравнивает их образ американский обозреватель (Rise of the Robot Security Guards)? Да с «далеками», галактическими киборгами-злодеями, с которыми Доктор сражается начиная с 1963 года… (У роботов-охранников пока нет оружия, но это устранимо…)
То есть, в современной, сверхприбыльной ИТ-индустрии (вон как Apple опять вверх лезет – Apple’s Market Cap Hits $700 Bln For The First Time …) крайне важна роль знаний. А Британская империя, отойдя от соревнований материального мира – Фолклендская война не в счет – по-прежнему остается игроком ноосферы. Кембридж и Оксфорд – четвертое-пятое места в списке лучших университетов мира. Имперский колледж – тринадцатый. Лондонская экономическая школа – двадцать четвертая… Интересно, какова тут роль популяризации знаний в такой увлекательной форме?
Какова роль в информационной революции тех, поклонников сериала, кто зовется «whovians» (озвучить на русском слово страшно…)? Ведь сериал про «Доктора…» широко шел по всему англоязычному миру, который в этой ИТ-революции и лидирует. А у нас… У нас, после недолговечных космических успехов, дело пошло с точностью до наоборот. Критика дружно осудила тех, кто полагал, что фантастика должна «звать молодежь во ВТУЗы». Потом издававшаяся литература этого жанра скатилась к псевдонаукам (если где есть биополя и космическая энергетика – это оно самое…), затем просто свалилась в мистику или дешевый реваншизм, где космические армады дерутся в эстетике Цусимы…
Научная составляющая – крайне редка. Массовых продуктов вроде «Доктора Кто», нет вообще (а он же детище квазигосударственной BBC!). В борьбе идей и знаний мы безнадежно проигрываем. А ведь когда-то, в 1948 году Иван Ефремов в рассказе «Адское пламя» отобразил открытый за год до этого полигон Вумера, приписав ему такую зловещую мощь, которой он никогда не достиг. Могли же когда-то, после чего выиграли космическую гонку. А теперь?..