Нельзя сказать, что открытий мало. Много, даже очень много. Я даже не о тех, за которые Нобелевскую премию дают. Ведь и кандидатская диссертация, а пуще докторская, тоже представляют собой открытие, кандидатская – поменьше, а докторская – полновесное. А поскольку кандидатов и докторов с каждым годом всё больше и больше, особенно среди чиновничества, то насчет открытий можно быть спокойным: сколько нужно, столько и откроют.
Но всё-таки, всё-таки… Заждался я открытий школьного масштаба. Тех, которые помещают в учебники физики пятого или шестого класса наряду с законом Архимеда и законом всемирного тяготения. Вряд ли докторская диссертация начальника транспортного цеха того стоит. Я читал, «Некоторые аспекты уменьшения боя тары при транспортировке от места производства до пункта продаж в свете новой экономической политики». Или что-то вроде. В отличие от бессмертного произведения Жванецкого – серо и скучно, и для учебника не годится совершенно. Да ещё, подозреваю, и плагиата в ней процентов девяносто, девяносто пять.
Но унынию не поддаюсь, напротив. Так помещики после отмены крепостного права, проедая выкупные свидетельства, подбадривали себя: «Нет денег – к прибыли!»
Вот и я уверен, что со дня на день случится нечто, достойное учебника. Возьмут, да и создадут Вечный Двигатель.
И я представляю, что сбылась вековая мечта человечества, и Вечный Двигатель утвердился на нашей планете.
А будет это так: двадцать девятого ноября две тысячи четырнадцатого года в одном из бесчисленных гаражей Соединенных Штатов Америки китайский эмигрант с зеленой картой собрал прототип Вечного Двигателя (в дальнейшем – ВД) мощностью в десять киловатт. Будучи человеком мечтательным, искренне верящим в долг интеллигента перед народом (верно, уродился в прадеда, русского студента, осевшего в двадцатом году в Харбине), он объявил ВД общественным достоянием и разослал чертежи на десятки сайтов, где любители поработать головой и руками делились секретами изготовления различных, полезных и не очень, устройств для дома, дачи и огорода.
Поначалу всерьёз ВД не приняли: ведь каждый знает, что ВД не может быть, потому что не может быть никогда. Но, поскольку воплотить в металле ВД было и не сложно, и не дорого (хватало сотни долларов, а если поискать на свалке, то и вовсе даром), а любопытство есть отличительная черта домашнего изобретателя, через неделю более чем в пятидесяти странах мира насчитывалось несколько сотен работающих ВД – и это только тех ВД, о которых было объявлено во всеуслышание на тех же сайтах и форумах.
Сенсация! Ученым пришлось давать объяснения.
Из объяснений следовало, что, во-первых, ВД таковым не является, поскольку из-за износа механических частей рано или поздно он выйдет из строя. Хотя, поскольку движущихся деталей в нём нет, это произойдёт не скоро, особенно если укрыть ВД от дождя, снега и пыли.
Во-вторых, ВД не черпает энергию ниоткуда, а стоит в одном ряду с ветряной мельницей и мельницей водяной. Только использует он не ветер и не воду, а время. Существует множество мест на земле, где нет водяного потока, да и ветер дует непостоянно, время же течёт везде и с силой неумолимой, поэтому ВД можно поставить где угодно. Исследуемые образцы преобразуют время в электроэнергию, но можно сначала заставить ВД вращать колесо, а уж от вращающегося колеса получать ту или иную выгоду, если в том возникнет нужда. Как влияет ВД на время, неизвестно. Вероятно, тормозит, но насколько замедляется время при выработке, к примеру, гигаватт-часа электроэнергии, неизвестно, требуются длительные и кропотливые эксперименты.
И, наконец, ВД не без недостатков: для достижения мощности в один киловатт требуется масса элемента Ch (попросту бруска железа, а Ch изобретатель произвёл от слова China) в шестнадцать килограммов. Следовательно, установка мощностью в десять киловатт будет весить не менее ста шестидесяти килограммов только за счет элемента Ch, и килограммов десять на всё остальное, а установка в сто киловатт – тонна и шесть центнеров с лишком, так что на автомобиль ставить ВД проблематично, а на аэроплан – практически невозможно.
В ответ русский умелец Иванов переделал свою «копейку», уместив под капот ВД, электродвигатель и сопутствующие детали. Да, ста пятидесяти километров в час переделанная «копейка» не давала, она и пятидесяти километров не давала, поскольку ездила лишь просёлочными дорогами окрест деревни, где жил Иванов. Но тридцать пять, а на ровных участках дороги и все сорок показывала легко, при этом не требуя ни капли бензина.
Следом Иванов показал и трактор «Беларусь», естественно, переделанный под десятикиловаттный ВД. Трактор не потрясал мощью, пахал как в довоенные времена (когда счёт вёлся на пятнадцатисильные машины), зато прекрасно обходился без горючего. Хоть круглый день паши, хоть круглый год.
На собственном дворе Иванов установил ВД помощнее, поскольку плюс-минус сотня килограммов его не пугала. Пятьдесят киловатт. Этого хватало и на быт, и на теплицу, и на курятник, и на свинарник. Затраты на домашнюю станцию составили двадцать пять тысяч рублей, большая часть из которых ушла на хорошую электропроводку. Зато отпала нужда проводить газ – двести тысяч. Не говоря уж об оплате самого газа и электричества.
Власть среагировала с опозданием, но решительно. Телевидение заполнили передовые российские учёные. Физики объясняли, что при неконтролируемом использовании ВД возможны катастрофы вплоть до превращения планеты в черную дыру. Медики говорили, что в результате воздействия полей ВД люди обязательно заболеют белокровием, перхотью, простатитом и прочими напастями. Экономисты же утверждали, что распространение ВД есть удар по экономике нашей страны пострашнее, чем существование Запада с Востоком вместе взятые. И, судя по виду, не врали.
Сразу в трех чтениях был принят закон, устанавливающий уголовную ответственность за несанкционированное изготовление ВД лицами, не имеющими государственной лицензии. Одновременно было объявлено о проекте строительства на острове Врангеля супер-ВД мощностью в 10 гигаватт, что вдвое превышает мощность Братской ГЭС. Вместе с этим были подняты тарифы на газ, отопление, электроэнергию и цены на бензин – чтобы компенсировать резкое снижение закупок энергоносителей прежними партнерами, оказавшимися эгоистичными негодяями.
Впрочем, мы давно об этом подозревали.
Даже Северная Корея моментально перешла на коллективные ВД. В Китае, вспомнив эксперимент с домашней выплавкой чугуна, бросили клич: «Каждая семья в месячный срок обеспечит себя ВД!» – и выполнили его досрочно.
Датский премьер-министр публично пересел с велосипеда на ВД-мобиль мощностью в те же десять киловатт, и раскатывал по Копенгагену на скорости в сорок пять километров в час. Появились ретро-модели ВД-мобилей, напоминающие скорее кареты, высокие и просторные, нежели стелющиеся по земле спортивные автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Как ни странно, скорость перемещения по городу и у первых, и у вторых была одинакова.
Январские события, упоминать о которых сейчас неуместно из-за возможных парадоксов, помешали провести закон о запрете ВД на территории России в жизнь. Так и остался на бумаге.
Но полного коллапса экономики удалось избежать. Всё-таки от нефти полностью не отказались: авиация, военная техника, любители современных автомобилей и мотоциклов, другие потребители нефтепродуктов продолжили закупки нефти, правда, по другой цене и в других объёмах. Но зато мы стали экспортировать железо, недаром Курская Магнитная Аномалия признана самым мощным в мире железорудным месторождением. Причём экспортировать решили не руду, а готовый продукт – блоки Ch мощностью в десять, двадцать пять, пятьдесят и две тысячи киловатт – последний аккурат занимал одну железнодорожную платформу.
Международный форум физиков, прошедший в Берне, пришел к выводу, что на основополагающие свойства пространства-времени влияет любая форма энергии, вне зависимости от способа её получения – будь то костер на поляне, АЭС или ВД, но покуда мощность не достигнет десяти в восьмой степени ватт на объем в один кубический метр, обнаружить это влияние существующими методами невозможно, и попусту тревожиться не стоит.
Вот тут-то и началось самое интересное как для планеты в целом, так и для России в частности. И, как водится, на самом интересном месте я и обрываю рассказ, а то ведь можно и заиграться, перестать платить коммуналку и заправлять автомобиль.
Кстати, задача для того же школьного учебника недалекого будущего: если в четырнадцатом году цена на нефть снизилась на треть, как изменилась стоимость бензина?
А то фантастика, фантастика… Вот где фантастика!