Было это давным-давно, почти семь десятилетий назад. На дымящихся руинах поверженных держав – участниц Dreimächtepakt, ранее известного как Antikominternpakt – пытались установить новые принципы мироустройства. Принципы, краеугольным камнем которых была Всеобщая декларация прав человека. Статья 19 которой гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.»…
Такое вот интересное право! То, чего когда-то голландские печатники Эльзевиры добивались организационно-технологическими мерами, лепя на свои относительно недорогие книги фальшивые импрессумы от кёльнской типографии Pierre Marteau – это позволяло им обходить католическую цензуру – оказалось записанным в главный закон планеты. Ну, или в то, что в теории должно бы было быть главным законом Земли.
А уж с появлением технологий и организационных структур постиндустриального информационного общества – транснациональных корпораций и контролируемых ими подмножеств всемирной паутины, всяких там социальных сетей и тому подобной всячины, стало казаться, что теперь-то право на свободу слова вообще нерушимо. Что донесет всеобщий интернет любые слова истины до любого, готового послушливо внимать им. Ну а контролирующие интернет глобальные – они же транснациональные – корпорации, свободны от национальных юрисдикций и организационно обеспечат осуществление этих самых свобод.
Ну, не из бескорыстной любви к этой самой свободе – кто так говорит, тот патологический обманщик, подкрадывающийся на мягких лапках к вашим деньгам – а из интересов своего глобального бизнеса. Который, мол, может развиваться лишь в условиях свободы и демократии… (М-да, посмотришь на статистику экономического роста КНР; на китайцев в европейских винных лавках, сметающих с полок сверхдорогое бургундское давних, особенно удачных, годов – и видишь, что что-то любая теория в чем-то порочна!)
Но суровая и беспощадная реальность разносит в дребезги самые красивые и самые благородные иллюзии. Ну, вот гуляли красивые слухи, что перенесение срока вступления в действие «Закона о персональных данных» с 1 января 2015 года на 1 сентября 2015 года обусловлено желанием не ссориться с глобальными интернет-гигантами, поисковиками и социальными сетями. Мол, так могучи эти корпорации, что даже государства взирают на них снизу вверх…
Ага! Держите карман шире, и больше верьте либеральным сказкам, как верил им советский народ году в 1991-м… Власть территориальных государств остается старшим козырем. Приведем нагляднейший пример – вот популярная Социальная Сеть, послушливо исполняя волю Надзорного органа, закрывает страничку с какими-то призывами в поддержку известного оратора. Не входя в число сторонников этого оратора – он, хоть и обличает мздоимцев, превзошедших аппетитами самого всадника Мамурру из Формий, забыл, что, прежде чем, облачившись в тогу, влезать на трибуну, юному квириту надлежит, обув калиги и зашнуровав лорик, отслужить трибуном в строю легиона – отметим, что внесудебная отмена свободы слова налицо.
И транснациональные корпорации, трудящиеся в информационной сфере – являющейся глобальной в принципе, в силу самого технологического императива сложности микропроцессоров, технологического оборудования для их производства и программного обеспечения – вполне смирненько исполняют команды чиновного аппарата национальных государств. Остающихся единственными субъектами применения насилия – которое всегда, в этой юдоли скорби и страданий, было старшим козырем!
И самое интересное, подчинение транснациональных корпораций воле территориальных государств происходит и в тех случаях, когда эти корпорации отнюдь не находятся на территории этих самых государств. Очаровательный пример этого мы можем нынче наблюдать за океаном. В сфере киноиндустрии и кинопроката, в которых Соединенные Штаты являются признанным законодателем мод.
Началось все достаточно обычно. Корпорация Sony Pictures Entertainment запустила в производство комедийный боевик The Interview режиссеров Эвана Голдберга и Сета Рогена. Главным героям которого, паре лучших друзей, тележурналисту и продюсеру, агенты ЦРУ США предлагают убить руководителя Корейской Народно-Демократической Республики во время интервью. Можно представить, как потешались режиссеры – и сценарист Дэн Стерлинг – выдумывая этот абсурдный сюжет.
Действительно, он не менее забавен, чем история, которую Грэм Грин изложил в романе «Наш человек в Гаване» – там завербованный британской разведкой неудачливый торговец продает ей собственноручно выполненные чертежи снятого с полки пылесоса… Впрочем, реальность оказывается более сумасшедшей – ну, вот ребята из американской разведки проникали аж в среду кубинских рэперов, намереваясь использовать их для свержения режима Кастро (US agency infiltrated Cuban hip-hop scene to spark youth unrest). М-да, деньги налогоплательщиков «пилят» везде, но некоторые делают это с очаровательной наглостью!
Так что можно было ожидать, что «Интервью» окажется крепким боевиком – может быть и не менее успешным, чем такой фильм уходящего года, как криминальная трагикомедия American Hustle, о том, как агенты ФБР, действуя под видом команды вымышленного арабского шейха, поймали на мздоимстве компанию крупных американских политиков и бизнесменов. Но – не тут-то было… После того, как в блоге Gawker выложили эпизод, в котором герои фильма все же исполняют свое шпионско-террористическое поручение (Did Sony Get Hacked Because of This Kim Jong-un Death Scene?), ряд киносетей в США получили недвусмысленные предупреждения.
Мол, нехорошо в стране, пострадавшей от терактов, пропагандировать акты террористические… И – намеки на то, что будет, ежели комедию начнут прокатывать в кинозалах. Причем угрозы эти проходили чисто по ведомству весьма разнообразных кибератак. Что очень и очень неприятно американским владельцам кинотеатров, особенно отказавшимся от старого доброго целлулоида в пользу цифровой проекции. И вот – немного поразмыслив – такие известные киносети как AMC, Regal, Cinemark и Carmike взяли да и отказались от проката «Интервью» (Top Five Theater Circuits Drop ‘The Interview’ After Sony Hack).
Мотивировал их к такому решению взлом киберсетей Sony Pictures Entertainment. Его произвела новоявленная хакерская группировка Guardians of Peace (GOP) – вот уж всем ГОПникам гопники! Они не только взломали серверы корпорации Sony Pictures Entertainment, опубликовав массу интимных данных, вроде результатов кастингов и поступления роялти от музыкальных сервисов – а уж компания с доходом в многие и многие миллиарды могла бы и позаботиться об адекватных средствах киберзащиты – но и угрожала убийством посетителей кинозалов, которые решать посмеяться над убийством лидера КНДР. (Sony Hackers Guardians of Peace Troll FBI, Anonymous Convinced Hack Didn’t Come From North Korea)
А за владельцами кинозалов дала слабину и сама Sony Pictures Entertainment. Отменившая «во избежание» премьеру своего нового фильма, в который уже было вложено 44 миллиона долларов. (Sony trying to find alternatives to release ‘The Interview’) И вот это стало событием не просто национального – в Америке Голливуд давно «больше, чем Голливуд» – но и глобального масштаба. Ведь Sony Pictures Entertainment корпорация сугубо транснациональная. Которой весьма успешно бросили вызов хакеры из группировки Guardians of Peace, показавшие, чьи в лесу шишки!
Ну, про то, как именно была проведена кибератака, написано в англосаксонской прессе немало. По мнению специалистов и «Лаборатории Касперского», и Cisco Talos, при атаке мог быть использован известный хакерский продукт Wiper. Но это – технические тонкости… А ситуация в целом оказалась настолько деликатной, что выступать на эту тему стал президент Обама. Действительно, в возглавляемом им государстве оказалось невозможным защитить право на свободу слова. Причем не для уличного оратора, а для крупнейшей корпорации!!!
Выступления его были очень забавны – президент Обама пытался объяснять, что взлом серверов Sony не является актом войны, а всего лишь преступлением… (Obama says Sony hack not an act of war). И доказать, что хакеры имеют отношение к КНДР, как дружно считалось изначально, пока не удалось – хотя в Вашингтоне и предлагают вернуть КНДР в список государств-спонсоров терроризма… Но в сухом остатке – одно. Даже мегадержава не может защитить даже для глобальных корпораций право на свободу слова!