Есть такое, широко распространенное мнение, что слежкой за собственными гражданами развлекаются лишь тоталитарные – ну, на худой конец, авторитарные – режимы. Третий Рейх, СССР, Северная Корея… В странах же свободных – шалишь! Тут истинно демократическая Конституция – для принятия которой потребовалось расстрелять, из пушек 2А46, парламент – со статьей 29-й. Тут – Билль о правах, с Первой поправкой. Тут, даже в отсутствии писанной конституции, многовековые традиции свободы…
Но вот обозрение реальности, данное нам в непосредственных ощущениях, рисует несколько иную картину… Начнем с любезного нашего Отечества, где Конституция, статья 29 в пункте 4 защищает право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», а в пункте 5 той же статьи говорится, что «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.». Так что пока – пока мы читаем Конституцию – все прекрасно, и деятели наук и искусств, числом 42, призывавшие в 1993 году к закрытию СМИ, ликвидации органов советской власти и даже Конституционного суда («Раздавите гадину!»), могут быть довольны.
Только вот беда – ничто из того, что начинается с нарушения правовых процедур, с насилия, с подавления оружием тех, кто мыслит не так, как ты, не приводит к благотворным последствиям. И виноваты в этом именно те, кто некогда запустил цепь насилия и ограничения свобод прессы. Забавный (точнее – фарсовый, считая, по Марксу, трагедией расстрел парламента в 1993 году) пример этого мы наблюдаем сейчас. Связан он с некоей игрой «Многоходовочка», размещенной на сайте издания «Лентач».
Игры сей автор этих строк не видел («Пастернака я не читал…»), да и вряд ли бы ей заинтересовался (в свободное время лучше почитать – да хоть с телефона – кого-нибудь из римских историков IV века, да и поздние византийцы ждут очереди…), а узнал о ней из сетевой шумихи. Оказалось, в практику вошел новый способ интернет-цензуры. Поскольку анонимайзеры да всякие прокси так нынче распространены, что пользуются ими даже домохозяйки, то традиционные блокировки уже не помогают. И проблему признано решать радикально – разделегированием домена. (“Регистратор приостановил делегирование домена игры «Многоходовочка»”)
Причем «разделегирование» это произошло не по решению суда, а по жалобе «Интернет-ополчения», направленной доменному регистратору Reg.ru. Членов сообщества «Интернет-ополчение» по сообщениям прессы возмутило (похоже, именно сообщества в одной из соцсетей – на сайте «Интернет-ополчения», где можно, скажем, прочесть о вручении боевого знамени новой арктической бригаде, никаких упоминаний о такой игре нет), что в данной игре предполагается разбомбить Воронеж, вроде бы с целью борьбы с собравшимися там «вежливыми людьми» (Проверить невозможно – игра блокирована).
Ну, «черный юмор» тоже должен иметь пределы – у автора этих строк в Воронеже родственница под век возрастом… Но если действительно, как указывалось в жалобе «содержимое игры подпадает под ст.282 Уголовного кодекса РФ (экстремизм)», то заниматься этим должны не регистраторы, а правоохранительные органы. Отдел «Э» полиции, ФСБ, Следственный Комитет, Прокуратура, Суд… Факт экстремизма – ежели таковой имеет место – должен завершаться не движением ноликов и единичек в регистрах, по воле регистратора, а приговором. Тем или иным…
Обычный такой суд, с облезшими следами ремонта. Обычная, замотанная обилием дел, судья. Обычные, треплющиеся с операми, прокурор и следователь. Ошибающаяся секретарь. Усталые конвойные. Вот это – действительно страшно! И такая унылая бюрократическая процедура действительно заставляет чтить закон и соблюдать процедуру! (Не зря же писали от имени оппозиции АБС – «Ужасно, когда тебя пытает не враг, а чиновник. Вот посмотрите на мою левую руку. Мне её отпилили специалисты его императорского величества в три приёма, и каждый акт сопровождался обширной перепиской… Палачи выполняли тяжёлую, неблагодарную работу, им было скучно, они пилили мою руку и ругали нищенские оклады. И мне было страшно.»)
А вот всяческие внесудебные процедуры – при кажущейся оперативности – вряд ли приведут к чему хорошему. Только нормальный суд, только долгая и дорогостоящая процедура собирания доказательств, могут привести к по-настоящему правосудному решению, закрепленному приговором. Иначе все опять сведется к эмоциональным призывам «Раздавить гадину!»; читаешь такое после двадцати лет, и видишь – истинно интеллигентные люди писали, подлинные гуманисты в лучшем смысле слова, куда там Дезидерию…
Но за океаном-то все по-другому. Там и улицы замощены сыром, и нет ни одного кота, как думали мечтающие об эмиграции местные мыши начала девяностых. И уж судиться-то там любят и умеют! Да так, что перспектива суда внушает ужас практически любому, кому она предстоит… Вот уж где процедуры соблюдаются безукоснительно! Да, соблюдаются – и именно это заставляет исполнительную власть создавать «окна» в законодательстве. Как пишет Guardian, на прошлой неделе Белый дом обнародовал новые меры, предоставляющие частным фирмам широкий юридический иммунитет за разглашение личной информации граждан. (Obama unveils cybersecurity proposals: ‘Cyber threats are urgent and growing danger’)
Мотивируется такой иммунитет, конечно же, самыми благородными целями – борьбой с хакерскими атаками. (Ну, стандартный сюжет голливудских фильмов – гангстеру, заложившему подельников, дают иммунитет…) И иммунитет этот достаточно ограничен – он дает право частным фирмам безнаказанно делиться конфиденциальной клиентской информацией с такими любознательными организациями, как министерство внутренней безопасности США, АНБ, ФБР и прочие… Естественно, без всяких там выданных судьей в законном порядке – еще один голливудский штамп – ордеров, практически в реальном масштабе времени. (Obama to propose legislation to protect firms that share cyberthreat data)
То есть – как только речь заходит о киберугрозе, права граждан на защиту конфиденциальной информации, включая возможность истребовать с виновной фирмы возмещение убытков, неким волшебным образом испаряются… Естественно, в интересах большого бизнеса и государственных бюрократий. Как там пророчески кричал фор-марсовый матрос Билли Бадд в повести гениального Германа Мелвилла – “And good-bye to you too, old Rights-of-Man.”!
Не лучшим образом дело обстоит и в старой доброй Англии, о чем рассказывает известный ИТ-автор Кори Доктороу (Cory Doctorow), фантастические рассказы которого издревле печатал бумажный Game.EXE. Здесь с инициативой выступает премьер-министр Дэвид Кэмерон. (Для знакомства с нравами и обычаями этой разновидности бюрократов порекомендуем британский сериал ‘Yes, Prime Minister’ и одноименную новеллизацию последнего…) И инициатива эта позиционируется Доктороу как долженствующая превзойти авторитарные страны (David Cameron’s internet surveillance plans rival Syria, Russia and Iran).
Дело в том, что по мнению британского премьера не должно существовать ни одного средства связи, которое не могли бы свободно читать британские власти. Такая перспектива ужасает Доктороу. Дело в том, что встроенные в программные и аппаратные средства шифрования «черные ходы» непременно станут известны и злоумышленникам. Которые станут употреблять их в своих корыстных целях. (Доктороу, все же, изрядно наивен, и не рассматривает процедуру покупки нужной информации непосредственно у правоохранителей…)
Обсуждается перспектива приказа британским провайдерам заблокировать доступ на ряд сайтов (у нас это практикуют давно, но малоуспешно…). Или – ввода фильтрования путем deep packet inspection — глубокой проверки сетевых пакетов, что Доктороу считает сложным в техническом отношении. А то и вообще – обязать операционные системы блокировать в Великобритании определенные программы. (Непонятно, правда, как это достичь со свободными ОС…)
Так что такие вот милые идеи приходят нынче правителям страны, где некогда родился Habeas Corpus Act… Забавно, как политиканы пытаются решить социально-экономические проблемы технологическими (заведомо малоэффективными!) способами или, вводя иммунитеты и прочие «чрезвычайные меры», разрушить собственную правовую систему. В общем, как писал классик – «…единственный способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного»!