Авторы мобильного приложения Uber для поиска такси объявили сегодня о планах создать совместно с Университетом Карнеги-Меллона Центр перспективных технологий Uber в Питтсбурге. Среди приоритетных инициатив нового центра названы разработка автономных транспортных средств и новых технологий обеспечения безопасности дорожного движения.
Партнерство станет площадкой для совместной работы преподавателей, студентов, представителей Uber и Национального инженерного центра робототехники (NREC) на территории университетского кампуса. Соглашение также подразумевает финансирование Uber профильной исследовательской работы университета, выплату грантов профессорско-преподавательскому составу и аспирантам.
Начать выпуск машин с автопилотом сегодня пытаются многие производители, включая Toyota, Mercedes, BMW, Volkswagen, Volvo, FAW и Tesla. Прототип Delphi Automotive тестировался прямо во время CES 2015.
Однако наиболее активно в этом направлении работают в Google. Преимущество ИТ-компании в том, что её специалисты быстрее могут решить задачи из области машинного зрения (распознавание движущихся объектов и дорожных знаков). Также им проще разработать автономную систему навигации, особенно имея собственный картографический сервис.
В лаборатории Google X уже созданы практически готовые варианты интеллектуальных автомобилей, проходящих испытания в трёх штатах. Модифицированные автомобили Audi TT, Toyota Prius и Lexus RX460h обходятся без водителя, поскольку оснащены радарами, датчиками положения на колёсах, многочисленными камерами и поворотным лидаром. Стремясь ускорить их появление на дорогах, в Google искали заинтересованных партнёров и нашли их в лице Uber. Фонд Google Ventures инвестировал два года назад в эту молодую фирму $258 млн – больше, чем в любой другой проект за всю свою историю. В прошлом году Google также поддержала Uber в следующем раунде финансирования.
Однако сейчас в Uber хотят большей самостоятельности и даже поговаривают о создании собственной версии такси с автопилотом. «Причина, по которой Uber может быть дорогим сервисом, заключается в том, что вы платите не только за машину, но и за работу водителя, – сказал основатель и генеральный директор Uber Трэвис Каланик (Travis Kalanick) на конференции Code. – Когда в машине нет водителя, использование Uber в любом месте становится выгоднее, чем владение собственным автомобилем. Такая магия существует благодаря тому, что затраты на владение и обслуживание машины распределяются на всех».
Автопилот поможет сделать использование такси более безопасной услугой за счёт устранения человеческого фактора. Стремясь получить побольше заказов, водители нарушают ПДД и подвергают опасности людей. Иногда они сами становятся жертвами нападения (в основном – с целью ограбления или угона). Бывает и наоборот: в Дели женщина подала заявление об изнасиловании водителем, который приехал после заказа машины через сервис Uber. Роботизированная система управления в принципе не способна на подобное.
С другой стороны, шаг в сторону роботизированных систем не согласуется с декларируемой политикой Uber, обещающей всем владельцам автомобилей шанс хорошо заработать на услугах частного извоза. Ещё в прошлом году компания предпринимала целый ряд маркетинговых акций и систем поощрения, чтобы завербовать побольше водителей. Комментируя текущую ситуацию, Каланик поясняет, что переход на автопилот может занять много лет. Пока всё остаётся как прежде, и водителям безработица не угрожает.
Как пишет издание TechCrunch, для работы над проектом в Uber уже привлекли свыше пятидесяти инженеров и исследователей. Партнёрство с Google сейчас скорее похоже на конкуренцию: Uber хочет собственные машины с автопилотом, а Google – свой сервис проката интеллектуальных автомобилей по типу такси.
Если в мае была анонсирована возможность вызывать машину через Uber в Google Maps, то сейчас во всех приложениях Google служба поиска частников заменяется на другой сервис – Lyft. К тому же, Uber не включён в список приложений, поддерживаемых персональным ассистентом Google Now. Это важный момент, поскольку с маркетинговой точки зрения такому масштабному проекту требуется быстрый старт. Его как раз может обеспечить многомиллионная армия владельцев смартфонов с ОС Android, уже сейчас использующая их для заказа такси через Uber, Lyft, или консервативным способом.
Впрочем, сам способ предоставления услуги ещё может поменяться, что позволит компаниям снизить остроту конкуренции. На прошедшем в январе автошоу в Детройте руководитель проекта самоуправляемых автомобилей из лаборатории Google X Крис Урмсон (Chris Urmson) сформулировал один из возможных сценариев следующим образом: машины с автопилотом не приезжают по вызову, а патрулируют наиболее густонаселённые районы в поисках клиентов. «Мы много думали о том, как в долгосрочной перспективе это может стать полезным в жизни людей, – сказал он журналистам. – Есть много способов, которыми мы можем это реализовать».
Пикантность этой истории добавляет Дэвид Драммонд (David Drummond) – главный специалист Google по правовым вопросам и старший вице-президент по корпоративному развитию, ставший членом совета директоров Uber два года назад и остающийся в нём до сих пор.
Пока в Google отказываются комментировать сложившуюся ситуацию. Осветить планы на будущее представители Uber планируют через пару недель в Питтсбурге на отдельной пресс-конференции.