Таксист времен увядания советской эпохи был существом состоятельным. В мире нормируемых цен и зарплат он имел доступ к дефицитному ресурсу маломестного пассажирского транспорта, превращая этот доступ – благодаря отсутствию кассовых аппаратов и побочной торговлей водкой в ночное время – в достаточно приличные по тем временам заработки, преимущественно «черным налом». Выйти за таксиста считалось у провинциальных барышень удачей, и счастливица гордилась удавшейся жизнью перед подружками. Индивидуальный автовладелец составить конкуренцию таксисту не мог, ибо цены на «жигули» и «москвичи» в плановой экономике СССР были задраны до неприличия…
Потом грянула Перестройка. Таксист, хоть и прихватизировал свою «волгу» в автопарке, был лишен привычной клиентуры – терявшие заработок на заводах и НИИ «автолюбители» ринулись оказывать услуги извоза в массовом порядке, не думая о амортизации купленной в доинфляционные времена техники. Да и чинить изношенную машину без привычной инфраструктуры было натужно, да еще нужно было «отстегивать» браткам… В общем, вскоре жена таксиста мыла «по знакомству» полы в том малом предприятии, где трудилась бухгалтером ее малоуспешная в прошлом подружка.
Потом, довольно долго, извоз был делом частника – благо, что несмотря на дикие ввозные пошлины на автомобили, и весьма приличные внутренние акцизы, цены на автомобили в отношении к средней зарплате стали куда более доступными. Стабилизация рубля и рост уровня жизни начал возвращать к жизни фирмы, поставляющие услуги таксомоторов. Вне зависимости от того, укомплектованы ли они разномастной, часто водительской, техникой, или стандартными машинами того или иного образца, сердцем их являются информационные технологии.
Информационные технологии в их простейшем, диспетчерском обличии. Правда приемопередатчик на автомобиле, по которому водитель принимал поручения на извоз от диспетчера и докладывал об их исполнении и текущем местонахождении – описанный еще в «радиокнижках», переводившихся в России в двадцатые годы прошлого века – нынче заменен более обычным мобильным телефоном, благо сеть GPS накрыла все те места, где водятся таксисты.
Ну и по своим «относительным» доходам таксист отнюдь не приближался к своим предшественникам конца советской эпохи. Он стал разновидностью работников сервиса, самой, похоже массовой категории трудящихся, занятых в жирные нулевые и раннедесятые годы, с оплатой немного выше чем у продавцов и грузчиков. Некоторую «навеску» к этому уровню давало проживание в столицах, городах-миллионниках или в транспортных узлах, где концентрируются как финансы, так и люди.
Следующим этапом развития информационных технологий в сфере индивидуального извоза стало внедрение «мобильно-компьютерных» сервисов диспетчеризации, вроде Uber позволяющего вызывать такси со смартфона. Разработанное одноимённым стартапом из Сан-Франциско приложение Uber позволяло с помощью своего умнофона найти, вызвать и оплатить такси или даже «левака-частника», являющегося пользователем данного сервиса. Uber-приложение рассчитывает стоимость поездки, прикидывает время прибытия машины и даже отображает на карте, как она движется…
Сплошные плюсы – удобства для клиента, минимизация пробега транспорта, оптимизация использования дорожной сети и уменьшение загрязнения окружающей сети. Только вот летом прошлого года в крупных европейских городах вспыхнули забастовки таксистов, добивавшихся запрета сервиса Uber. О них и об их причинах мы своевременно рассказывали. («Автомобиль как главный потребитель полупроводников») Другое дело, что на фоне разгоравшейся в Донбассе войны, рассказ этот замечен не был. А зря! Паны-то всю жизнь делили землицу, гоня на бойню своих холопов (самое смешное, когда с обеих сторон будущее «удобрение для вражеских полей» провожают жрецы одной и той же конфессии…).
Резня за землю присуща всем традиционным обществам, начиная с беспощадных битв палеолита, о которых мы никогда не узнаем имена героев и вождей… А вот бескровное (пока бескровное?) противостояние таксиста и мобильного приложения куда интересней. Интересней тем, что наглядно иллюстрирует одно, крайне важное, положение Маркса – о скрытой пружине исторического процесса в виде противоречия между производительными силами и производственными отношениями.
Тут это противоречие было налицо. Традиционные таксисты, вроде водителей удобнейших лондонских кэбов, норовили извлечь свой доход из максимизации пробега. Да еще – получить доход серый, вывешивая бумажку, что, мол, при оплате карточкой, тариф возрастает на 10%. Выгода двойная – и 10% лишнего бабла, снятого с карточковладельца. И возможность утаить от мытарей – а то и от владельца такси – часть наличной выручки. Uber же возможность такого «честного подворовывания» резко уменьшил. Что вызвало гнев западноевропейских таксистов…
Но прогресс-то распространяется быстро, и мобильно-таксистские приложения достигли и рубежей страны родимых осин. И, не застревая на этих, довольно скромно живущих рубежах, сосредоточились в денежной столице. Где в настоящее время работают такие сервисы, как «Яндекс. Такси», Gettaxi, Uber, а может и еще кто… Но, в след за технологическими новшествами в столицу проникли и связанные с ними социальные проблемы. И с прошлой пятницы вплоть до минувшего воскресенья в Москве проходила забастовка таксистов против мобильных приложений.
Ну, в отличие от лондонской забастовки кэбменов, которые сумели превратить свою стачку и в шоу, и в новостное событие, извозчики Первопрестольной оказались замеченными преимущественно прессой. Причем издания, события не прогнозирующие, а описывающие, сосредоточились в основном на деталях, правда, очень забавных. («Забастовка такси: «шашечки» против кнопочек»). Ну, например, описание деятельности посредников много что рассказывает о структуре отечественной экономики.
« «Водитель в качестве индивидуального предпринимателя напрямую не может подключиться в системе распределения заказов, только через посредников, у которых ничего нет, кроме партнерского договора с «Яндексом». Эти «ООО Посредники» добавляют еще и свои проценты. Иногда водитель отдает с заказа до 35%. » Забавно, не правда ли… Ну и описание схлопывания спроса на такси в связи с кризисом – правдоподобно. В Москве стало удобно ездить тому, кто с начала нулевых избегает забираться внутрь МКАДа, «пропускная способность» благодаря новым магистралям возросла, а поток машин, похоже, подупал…
Но это все – частности. Которые при некотором стремлении к самоорганизации и небольшой решительности таксисты могут преодолеть. (Почему-то вспоминается, что в генезисе оргпреступности в США немалую роль сыграло участие в боях между забастовщиками и штрейкбрехерами на стороне профсоюзов…) Но вот общего-то, главного, никто и не подмечает. А им является дарованная ИТ способность решать транспортные проблемы общества за счет меньшего пробега транспортных средств.
При этом, неизбежно, снизятся «общественно-необходимые» (это тоже Маркс) доходы таксистов, которые они привыкли соотносить со стоимостью жизни в очень дорогом городе. Что им, таксистам, естественно не может нравиться… Только вот нравится им это – значения не имеет. Точно так же, как описанным Марксом индийским ткачам могли не нравится машины на британских текстильных фабриках – ни малейшего значения на их дальнейшую судьбу (умирающие с голода вдоль дорог…) это не оказало. А таксистов всего мира ждет приятный сюрприз – такси-сервис Uber, доказавший свою успешность и деловитость, включился в гонку по созданию автомобилей-роботов. (Uber Opening Robotics Research Facility In Pittsburgh To Build Self-Driving Cars)
Получится ли это, и как хорошо, у Uber – сказать трудно. Но вот у кого-то, ведущих работы в этой сфере, получится наверняка. И тогда столичных таксистов ждет участь извозчиков, обтесывателей каменных топоров и представителей тому подобных профессий. В провинции ремесло продержится чуть дольше (скажем, гальванические цеха из Москвы переместились в пгт Нечерноземья), но результат будет один. Ожидать, что таксисты станут к нему готовится – маловероятно. Но вот представителям ряда других профессий это надо иметь в виду.