Дроны — замечательно простая вещь, превратиться из игрушки в серьёзный продукт которой мешает настолько же простая проблема: мы не в состоянии их контролировать! Со своими смешными габаритами, они не автомобили и уж тем более не самолёты — и нельзя расставить светофоры на воздушных трассах, не получится поручить их авиадиспетчерам.
Пусть невозможность обнаружения бытового дрона радаром — лишь миф (на самом деле такие радары, по крайней мере на заказ, уже строят, и проблема там не в размерах самих летательных аппаратов, а в их схожести с птицами, так что для разделения тех и других на экране приходится привлекать чуть ли не ИИ), проблема остаётся: дайте бизнесу зелёный свет на эксплуатацию и очень скоро воздушный океан покажется тесным! А отсюда — страх: ну как столкнувшиеся, сломавшиеся, потерявшиеся мультикоптеры станут падать на головы прохожих, на жилые дома, пересекать трассы пассажирских лайнеров?
Очевидно необходим надзор госрегуляторов — и в Соединённых Штатах, где дрон-активисты не оставляют надежды стать впереди планеты всей в смысле коммерческого использования «сверхсверхмалой авиации», на днях случилась большая подвижка. Управление гражданской авиации FAA опубликовало черновик правил для пользователей малых коммерческих дронов. До их утверждения ещё минимум год, но всё-таки это огромный шаг вперёд, позволяющий всем заинтересованным лицам прикинуть, смогут ли они применить дроны для решения своих бизнес-задач. Увы, новости есть хорошая и плохая.
Хорошая новость: FAA оценило деловой потенциал дронов очень высоко (огромные социальные и экономические выгоды, спасение жизней, сравнительная безопасность и пр.). Плохая: правила получились неоправданно жестокими. Малый коммерческий дрон должен быть не тяжелее 25 килограмм, летать не быстрее 160 км/ч и не выше 150 метров, только в пределах видимости и под непосредственным контролем оператора и только в светлое время суток. Удостоверения пилота, правда, не требуется, но предусмотрен экзамен по основам воздухоплавания, «медкомиссия» и повторная проверка каждые несколько лет. Да, и никаких сбрасываемых грузов!
Иначе говоря правила для коммерческих дронов не слишком-то отличаются от уже действующих для дронов развлекательных (тех игрушек, которыми сейчас забавляются частные лица). Конечно, даже в таком виде они откроют дорогу тысячам компаний: дроны, наконец, можно будет легально применять для инспекции строек, полей, лесов, помощи в спасательных и поисковых операциях, и мн. др. Однако ещё больше бизнесов оказываются в «пролёте»: как Amazon, например, мечтающая доставлять автоматическими мультикоптерами покупки. Требования визуального контакта и запрет на сброс грузов для неё равноценны запрету на эксплуатацию дронов вообще.
Чиновников можно понять: они не верят, что видеокамера на борту, а уж тем более автопилот, способны заменить глаза человека и его реакцию. Но борьба, конечно, продолжится. Ведь решение есть, его подсказал сам ход событий.
Вы, вероятно, помните недавний инцидент с падением игрушечного дрона (DJI Phantom) на газон перед американским Белым домом. Виновник (кстати, сам сотрудник спецслужб) уже раскаялся: был пьян, решил развлечься, потерял контроль над аппаратом. Интересней реакция фирмы-производителя: DJI немедленно запретила своим аппаратам летать не только над президентской усадьбой, но и над большей частью Вашингтона. То есть организовала своего рода бесполётную зону (no-fly zone, NFZ), выпустив соответствующий патч для управляющего софта. Пользователи не обязаны обновку ставить, но тот кто не поставит, не получит и новых функций.
Не стану утверждать, что DJI была автором идеи. Однако именно инцидент с её дроном привлёк к идее бесполётных зон внимание общественности. До сих пор этот термин чаще встречался в новостях из горячих точек, когда «миротворцы» в очередном регионе планеты запрещали полёты над целой страной. Но что, если по примеру DJI организовать тысячи миниатюрных «зон, свободных от дронов» прямо над нашими головами?
Технически это не кажется слишком сложным: сделать единую базу данных с географическими координатами NFZ-участков, возможно, привлечь энтузиастов для идентификации наиболее уязвимых мест (по аналогии с «Википедией»), попросить дрон-производителей прошивать получившуюся карту в память своих аппаратов. Всё. И именно так работает совсем ещё юный проект NoFlyZone.org. Пометить в его базе свой дом или участок земли вправе каждый желающий — и хоть производителей, согласившихся уважать эту карту, пока можно пересчитать по пальцам одной руки, начало положено. В планах организация промышленного консорциума.
Конечно, пока ещё всё опирается на доверие, на сознательность: никто и нигде не заставляет производителей дронов учитывать требования NoFlyZone.org или любого другого аналогичного проекта, буде таковой появится. Но есть надежда, что идея всё-таки заработает — и прежде всего потому, что сами производители будут заинтересованы в этом. Ведь, возвращаясь к началу разговора, что преграждает дорогу дронам? Сомнения в их безопасности. Уважая NFZ, вендоры смогут более или менее гарантировать, что их летательные аппараты не упадут на оживлённую улицу, не станут причиной авиакатастрофы, не будут подслушивать-подсматривать у жилых домов и т.п. А там подоспеют и законодатели-регуляторы, напишут более мягкие правила полётов, что откроет двери для Amazon.com и других. Заставить же пользователей ещё проще, DJI уже показала, как это сделать: достаточно имплантировать поддержку NFZ прямо в управляющий софт.
Настоящая проблема бесполётных дрон-зон — в непроработанности процедур, связанных с подтверждением права собственности. Как, к примеру, владелец земельного участка сможет поднять над ним свой дрон, если участок помечен как NFZ? Сейчас он должен предоставить в NoFlyZone.org документ о собственности, дождаться рассмотрения, получить и применить некоторые инструкции. То же в случае конфликта интересов между собственниками многоквартирного жилья: если первый помечает территорию как NFZ, а второй снимает пометку, то третьему уже придётся ждать решения товарищества собственников жилья (или аналогичной ему организации). То же с доставкой посылок дронами: для получателей придётся делать исключения в NFZ-листе. И так далее.
Как перечисленные трудности сгладить — никто, конечно, пока не знает. И ничего удивительного, что отзывы форумной публики в общем уничтожающие. Странно, что никто не вспоминает об очень похожем опыте из телефонии: в тех же Соединённых Штатах давно существует и работает национальный реестр телефонных номеров, на которые запрещено (за чем присматривает федрегулятор) звонить коммерсантам. Конечно, нарушения случаются, и всё-таки это большой плюс, делающий жизнь граждан спокойней. Для дронов же бесполётные зоны пока — единственный осуществимый способ хоть как-то упорядочить намечающийся воздушный кошмар. Тем более стоит попробовать!
P.S. В статье использованы иллюстрации Amy McTigue, ABC, NoFlyZone.org.