Наверное, нет другой страны, которая так гордится своими традициями, как Соединенное Королевство. Во имя этих традиций весь остров Джон Буля, как один человек, ездит по встречке, повергая в ужас жителей как континента, так и мятежных колоний. Во имя этих традиций в Лондоне пропускают пешехода, и по всей стране соблюдают дистанцию между машинами. Нет-нет, последнее, конечно же не избавляет от длинных хвостов битого железа в гололед или туман, но все же позволяет больше обходится жестянкой, чем содержащимся в ней мясом…
И вот сейчас власти Соединенного Королевства начинают говорить о внесении изменений в британские правила дорожного движения (Ban on tailgating to be scrapped in major rewrite of Highway Code to allow driverless cars on to Britain’s roads). Речь идет о довольно странном поступке – уменьшении интервалов движения машин на автострадах. И – разрешении двигаться длинными кавалькадами из грузовых и легковых машин, опять же с заметно сокращенными интервалами.
Что, власти Британии вдруг вновь открыли для себя наследие преподобного Мальтуса, и решили действовать по принципу «меньше народа – больше кислорода!»? Что, им захотелось наслаждаться на волнах ВВС и местных каналов картинками автокатастроф? Ведь правила дорожного движения (как и уставы, и прочие инструкции по технике безопасности), писаны не чернилами, а кровью! В том числе – и по части соблюдения интервала движения.
Он обусловлен учетом сразу нескольких групп закономерностей материального мира. Прежде всего – динамикой движения автомобиля, с какой второй производной, с каким ускорением, он может погасить первую производную, в просторечии именуемую скоростью, и сколько метров или ярдов пробежит самобеглая коляска за время торможения.
Дальше – с какой скоростью органический компьютер, именуемый циниками межушным ганглием, обработает визуальный сигнал, например тормозные огни. Потом – с какой скоростью пойдут нервные импульсы к мышечным волокнам, с какой скоростью нога в оксфордском башмаке или элегантной туфельке нажмет на педаль. Ну, это все с приемлемой степенью грубости, можно описать величиной тау, звеном чистого запаздывания. Величина которой и учтена в правилах дорожного движения.
А теперь консервативные англичане намерены ее уменьшить. И – уменьшить достаточно резко. Не потому, что многомиллионная армия посетителей локальных пабов вдруг резко увеличила скорость своей реакции, что позволит им ехать впритирку друг к другу. Для белковых водителей правила остаются прежними. А смягчаются они для водителей кремниевых, для автомобилей-роботов.
И произойдет это в ближайшее время. Говорят, что нет никаких препятствий для испытаний автомобилей-роботов на британских дорогах общего пользования уже в ближайшее время. (До этого испытания кремниевых водителей велись, но на частной земле, или на специальных полигонах – теперь же роботы выедут на обычные дороги и улицы…)
Причем Британия ставит перед собой в высшей степени амбициозную задачу. Не больше, не меньше, как стать мировым лидером в разработке и внедрении автомобилей без водителя. Причем речь тут не идет о каких-то киберпомощниках белковому водителю – вроде круиз-контроля, удержания ряда или автопарковки – и даже не об автомобиле, позволяющем человеку взять на себя в сложной ситуации управление.
Нет, британцы намерены решать проблему радикально – они ориентируются на автомобили, которые не требуют водительских прав, и не оставляют седоку ни малейшего шанса уцепиться за баранку, давить на акселератор или тормоз… Речь идет чисто об автомобилях-роботах. Именно их намереваются выпускать в силу того, что у кремния реакция быстрее, чем у белка. Потому, что именно такие машины позволят двигаться в более плотных порядках.
А это – очень важно! Давайте вспомним, как загружена дорожная сеть в наших городах – это же кошмар… И в исторических городах Европы отнюдь не лучше. А повысить пропускную способность шоссе и улиц можно сократив интервал движения. Что требует отнюдь не белковой скорости реакции, и отнюдь не белковой аккуратности и дисциплинированности… Британское правительство считает, что машины-роботы имеют куда меньше шансов совершить ошибку при вождении.
А это – это очень важно. Это даст возможность существенно сократить расходы на страховку. Как говорит министр транспорта Великобритании Клэр Перри, 90% всех дорожно-транспортных происшествий связаны с ошибками водителя. А каждое ДТП влечет за собой выплату изрядных средств по страховке. И ладно еще если речь идет о железе и пластике. Травмы, нанесенные людям требуют очень дорогого лечения, а смерть вообще неизмерима в дензнаках…
И – если появляется возможность – избавиться от ошибок водителей будет в высшей степенью благим делом. Представьте себе, число убитых на дорогах уменьшится в десять раз… (Ну, это если робот будет водить безошибочно – но шансы на это весьма велики, наработанный опыт одного киберводителя со скоростью канала передается киберводителям другим…) И – в разы сократятся расходы на страхование транспортных средств. (В России эта статья невелика, но – за счет того, что выплаты за ущерб здоровью мелкоскопически малы…)
То есть – налицо общественная необходимость перехода на автомобили-роботы. И – прежде всего – сокращение смертности и травматизма на дорогах. И – повышение эффективности использования транспортной сети. И – сокращение издержек на страхование автотранспортных средств и гражданской ответственности, все это позволит существенно сократить расходы на автотранспортные перевозки. А – еще не нужна зарплата водителю грузовика. А седок легкового автомобиля сможет трепаться по мобильнику в свое удовольствие…
Ну, кроме того, еще одна городская проблема – стоимость парковки. Если к ней подходят либерально, держа ее на низком уровне, город вырождается в трущобы. Если задача стоит сохранить вековые традиции города, то парковочное место у старинного дома в центре Вены обойдется в 3500 евро… Автомобиль-робот эту проблему для владельца снимает. Или – дает возможность создания муниципальных сервисов роботов-такси.
И все это – уже совсем рядом. Речь идет уже об этом лете. А внедрение технологий, которые интенсивно разрабатывают все автогиганты, будет весьма быстрым… И при этом исчезнет такая массовая профессия, как шофер. Сбудутся строки автора «Гренады» Михаила Светлова – «Жил-был на земле народ шоферы. Что за песни пел, кого возил?» Причем альтернативы этому нет. Вот как писал Станислав Лем в «Магеллановом облаке»:
«– Значит, человек уже не может управлять ракетой? – спросил я. – Но я хочу управлять ею! Неужели это кому-нибудь повредит?
– Да, повредит, – возразил профессор, и его брови задвигались, как бородки невидимых гномов. – Повредит, потому что ты выполнял бы это медленнее и не так точно, как автомат, а значит – хуже автомата, не говоря уж о том, что человеку неприлично заниматься работой, которую могут выполнить автоматы. Впрочем, ты сам знаешь, что это не годится.»
Правда, у Лема диалог этот происходил в коммунистическом обществе. А роботы-водители начнут отжимать работу у белковых водителей в обществах, вполне себе капиталистических. И будет это явно сопровождаться массой интересных сценок…