В ночь с 4 на 5 апреля компания Intel совместно с Microsoft устраивает конкурс по разработке решений для «интернета вещей» (IoT) на базе первой совместимой с Arduino платформы Intel Galileo и облачного сервиса Microsoft Azure. Хакатон пройдёт в Нижегородском государственном техническом университете и станет одной из инициатив Intel по стимулированию интереса к данному направлению среди студентов и молодых специалистов. На вопросы о роли IoT для компании, а также успехах и перспективах в этой сфере ответил менеджер по продажам встраиваемых решений Intel Игорь Рудым.
– Игорь, как вы считаете, насколько «интернет-вещей» молодая область в ИТ сегодня?
Я бы поспорил насчёт того, что «интернет вещей» — молодая область. Впервые этот термин упоминается британским визионером Кевином Аштоном ещё в 1999 году. Предпосылками для зарождения данного сегмента стали давно существующие стандарты M2M (Machine-To-Machine) коммуникаций. Развитие интернета, его доступность на высоких скоростях, а также резкое падение стоимости сетевых компонентов позволяют отказаться от закрытых систем обмена данными и соединить множество электронных устройств через интернет.
– Какие направления в IoT вы считаете приоритетными?
Выделить определенное направление в сегменте IoT непросто. На этом рынке присутствуют крупные игроки, которые просто подключают свои существующие решения к глобальной сети, например — системы управления зданиями, транспортом, экологического мониторинга и другие. Это позволяет получить контроль над ними с любого устройства и из любой точки мира. Также появляется множество стартапов с совершенно новыми идеями. Помимо возможности управлять оборудованием через интернет, большой объем собираемых данных позволяет извлекать выгоду из них, например – эффективнее лечить заболевания.
– Как именно увеличение количества данных помогает повысить качество медицинских услуг?
К примеру, компания Intel сотрудничает с фондом Майкла Джея Фокса по исследованию болезни Паркинсона. Пациенты носят датчики, которые позволяют снимать порядка 300 измерений в секунду. Эти данные помогают проанализировать воздействия лекарств на человека, а также заметить ухудшение состояния пациента. В совокупности они помогают лучше исследовать заболевание и эффективнее бороться с болезнью Паркинсона. В частности, искать неявные закономерности и корреляции, строить математические прогнозы и анализировать поведение, тем самым извлекая экономическую и социальную выгоду.
– Многие производители «умной» электроники реализуют сетевые функции, сбор данных и удалённое управление при помощи однокристальных систем архитектуры ARM. Чем отличается подход Intel и каковы его преимущества?
Согласно прогнозам аналитиков, к 2020 году ожидается подключение к интернету порядка 50 миллиардов устройств. Логично, что почти все производители электронных компонент предлагают свои решения для этого сегмента. Во-первых, компания Intel предлагает аппаратные решения – это различные процессоры: от потребляющих ничтожно мало чипов Quark до высокопроизводительных версий Xeon, объединенных единой архитектурой х86. Во-вторых, мы предлагаем полноценную операционную систему предназначенную для «интернета вещей» – WindRiver Linux. Она включает в себя всё необходимое для быстрой разработки таких решений.
– На хакатонах вы предлагаете опробовать идеи для интернета вещей на микрокомпьютере Intel Galileo (Gen 2). В чём его преимущество перед Raspberry Pi 2 и другими аналогами?
Преимущество Galileo в том, что он базируется на процессоре Intel Quark. Это означает, что если прототип программного обеспечения заработает на этой плате, то впоследствии данное ПО без каких-либо изменений может устанавливаться уже на серийные решения.
– Пока на конкурсах для программистов вы используете связку аппаратной платформы Intel и облачного сервиса Microsoft Azure. Будет ли Intel развивать собственную облачную платформу?
У компании Intel действительно есть все необходимые компоненты для создания облачного сервиса (как аппаратные платформы, так и программные продукты, например — решения от Cloudera, Mashery и так далее), но наша стратегия состоит в поддержке наших текущих партнеров и привлечении новых фирм, создающих облачные решения.
– От концепции «умный дом» постепенно переходят к проекту «умный город». Какие ключевые объекты городской инфраструктуры можно оптимизировать с помощью IoT? Есть ли у Intel готовые решения в этой области?
Готового решения у компании Intel нет, так как мы предлагаем компоненты для создания таких устройств, но мы активно работаем с компаниями, которые создают такие продукты. У нас есть примеры реализации проектов в сегментах умный город, например — анализаторы загазованности лондонских парков, управление парковками, автомобильным трафиком и так далее.
– Применяются ли решения Intel в области IoT для оптимизации процессов в каких-то специфических отраслях? Например, в строительстве, медицине, или аэрокосмической области?
Помимо работы с фондом Майкла Джея Фокса, Intel также помогаем бороться с раком. Например, мы помогаем создавать глобальные дата-центры, которые собирают с клиник всего мира обезличенную информацию о пациентах: их генетические профили, списки назначенных лекарств и другие данные. Благодаря секвенированию ДНК можно выполнять поиск корреляций между генетическим кодом и воздействием тех или иных лекарств. Врачи получают рекомендации о том, какое лекарство лучше подойдет его пациенту и будет эффективнее бороться с заболеванием.
– Носимая электроника становится параллельной вселенной интернета вещей. Планирует ли Intel создать объединяющую их платформу, набор универсальных компонентов и сервисов?
Носимая электроника, на мой взгляд, существует во вселенной «интернета вещей», так как эти устройства также собирают информацию и передают их посредством интернета. Действительно, количество устройств растет с каждым годом, и все они общаются с облаком на своем языке. Для того, чтобы сделать общение между такими устройствами более открытым, компания Intel стала участником Open Interconnect Consortium. Его ключевая идея состоит в том, чтобы унифицировать протоколы, сделать их открытыми и безопасными. Также компания Intel разрабатывает модуль Intel Curie, который существенно упростит создание носимых устройств, причём – не только крупным производителям, но даже энтузиастам.
– Через Shodan легко обнаружить устройства из мира IoT. Многие из них позволяют выполнять удалённое управление безо всякой авторизации или с дефолтными паролями. Как именно Intel обеспечивает безопасность своих решений для интернета-вещей?
Во-первых, мы предлагаем высокую производительность наших процессоров, которую можно использовать для шифрования собираемых и передаваемых данных. Во-вторых, мы рекомендуем использовать нашу операционную систему WindRiver Linux, в которую уже встроены все современные средства защиты – как от компании WindRiver, так и от подразделения Intel Security – McAfee Embedded Control.
– На MWC 2015 была анонсирована программа поддержки стратапов Challenge Up!, но в перечне охваченных стран Россия не упоминалась. Будет ли эта программа реализована в России, или у нас запустят какую-то аналогичную?
Мы проводим различные инициативы, направленные на поддержку стартапов, и Challenge Up! – лишь один из примеров. В России Intel ведет специальную акселерационную программу и тесно взаимодействует с ключевыми партнерами, например – Сколково. В этом году мы стали официальными партнерами Всероссийского стартап-тура – федерального проекта по поиску перспективных инновационных команд в России. Наиболее сильные стартапы, отобранные в двенадцати городах, будут соревноваться в финале конкурса Startup Village в июне 2015 года. Нынешние участники акселерационной программы Intel (проекты GeoCV, Piligrim XXI и Ad Reality) вместе с финалистами Startup Village 2015 сразятся за право участия в следующем этапе программы, которая включает в себя менторское сопровождение проекта и возможность принять участие в международных мероприятиях Intel. Возможно, в их число войдет и ChallengeUp!
– Сейчас на Россию действует политика санкций. Как она затронула развитие образовательных и научно-исследовательских программ Intel в России и повлияла на региональный бизнес компании в целом?
Мы продолжаем развивать инициативы, направленные на поддержку талантливых школьников и молодых предпринимателей. Под эгидой Всероссийского фестиваля науки и программы «Intel. Раскрываем таланты в каждом» мы объявили о региональном расширении сети школьных центров научно-технического творчества, которые уже действуют в Москве, Московской области и Приволжском федеральном округе. Мы поддерживаем несколько научно-исследовательских лабораторий, например – в Нижнем Новгороде и в Новосибирске, а также базовую кафедру Intel в МФТИ. Как американская компания мы соблюдаем американское законодательство, но санкции затрагивают определенный список лиц и организаций, с которыми мы не взаимодействуем в России. Работая здесь более двадцати лет, мы инвестировали в российский рынок свыше миллиарда долларов и продолжаем активно поддерживать образовательные и научно-исследовательские инициативы.