Бизнес на еде – прекрасен. Он основывается на том фундаментальном свойстве человеческой натуры, что человек любит регулярно принимать пищу. Не просто ежедневно – но три, четыре, а то и пять раз в сутки. (Разительная, кстати, разница с оружейной отраслью – ведь убить человека можно лишь однажды…) Да еще человек любит еду качественную, искусно приготовленную – так повелось с тех давних времен, когда обезьяны осознали прелесть полежавших на ласковом африканском солнце остатков кошачьей трапезы, пропитанных всеми запахами саванн…
Так что сельское хозяйство, пищевкусовая промышленность, отрасль общественного питания – вечны и перспективны. И даже свежая весть, что «44% россиян стали покупать меньше продуктов питания…» («В марте рекордное число россиян сократили покупки продуктов питания»), никак не может повлиять на светлые перспективы аграрно-пищевой отрасли и примыкающих к ней владельцев харчевен. Ведь Мальтус-то когда еще сказал, что «Пропитание не может быть привилегией всех людей», вот некоторые этой привилегии и лишаются…
Но тут уж – как смотреть. Пессимист может ныть и скорбеть… Оптимист же и деловой человек может усмотреть в этом новые деловые возможности, а также пути обогащения мировой гастрономии новыми блюдами. Ну, примерно, такие, как высокопреподобный декан Свифт описал в своем A Modest Proposal: For Preventing the Children of Poor People in Ireland from Being a Burden to Their Parents or Country, and for Making Them Beneficial to the Public; на языке страны родимых осин – «Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества».
Рецепт декана Свифта был, как и очень многое хорошее и полезное в нашем мире, привнесен из-за океана. «Один очень образованный американец, с которым я познакомился в Лондоне, уверял меня, что маленький здоровый годовалый младенец, за которым был надлежащий уход, представляет собою в высшей степени восхитительное, питательное и полезное для здоровья кушанье, независимо от того, приготовлено оно в тушёном, жареном, печёном или варёном виде. Я не сомневаюсь, что он также превосходно подойдёт и для фрикасе или рагу.»
То есть, респектабельный священнослужитель – а в прошлом и опытный журналист-политтехнолог, представлявший свои услуги обеим тогдашним партиям, и тори, и вигам, предложил не больше, не меньше, как обогатить рацион имущих классов новым вкусным и полезным продуктом, мясцом бедняцких младенцев… «Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом употреблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою.»
Кстати, в королевстве Ирландии 1729 года, а вовсе не в какой иной стране другого тысячелетия, было написано:
« Поэтому пусть мне не говорят о других средствах, как, например, наложить на проживающих за границей налог в пять шиллингов на каждый заработанный фунт стерлингов, покупать одежду и мебель, сделанные только из отечественных материалов и на отечественных мануфактурах, полностью отказаться от всего, на чем основано развитие у нас иностранной роскоши или что ему способствует, излечить наших женщин от расточительности, связанной с гордостью, тщеславием, праздностью и игрой в карты, развить стремление к бережливости, благоразумию и умеренности, научить граждан любви к своей родине, ибо ее у нас не хватает, и этим мы отличаемся даже от лапландцев и обитателей Топинамбу, прекратить нашу вражду и внутрипартийные раздоры и впредь не поступать как евреи, которые убивали друг друга даже в тот самый момент, когда враги ворвались в их город; быть несколько более осторожными и не продавать своей страны и своей совести за чечевичную похлебку, возбудить в помещиках хотя бы в малейшей степени чувство милосердия по отношению к своим арендаторам и, наконец, внушить нашим торговцам дух честности, трудолюбия и предприимчивости; ведь если бы теперь было принято решение покупать только наши отечественные товары, все торговцы немедленно объединились бы для того, чтобы как можно лучше обманывать нас в цене, мере, весе и качестве товаров.»
Ведь именно сомневаясь в том, что можно воплотить в жизнь вышеизложенное, Свифт и предлагал свои гастрономические новшества. Которые были многими приняты за чистую монету. Человеколюбцы поглупей начали крикливо обличать великого сатирика, ну а кто-то, молчаливо одобрив полезную и очень рыночную инициативу, деловито начал прикидывать, какие блюда можно будет заказать кухарке из упитанного младенца, и кого из гостей позвать на лакомство в рамках вечной паваны светских интриг и семейных союзов…
Ну, времена нынче несколько другие… На детей дают пособия, в Англии довольно жирные. Проблемы с падением местных продаж продовольствия целиком объясняются особенностями функционирования рыночного механизма. И подорожание хлеба заставляет никогда прежде не заподозренного в бескорыстии чиновника рвать глотки поставщикам и торговцам с яростью волкодава из лучших питомников НКВД. Да и владельцы сетей магазинов-дискаунтеров оказываются в такой ситуации в выигрыше, существенно множа обороты…
А вот из магазина с некоторой претензией родной краб CHATKA, потребный для приготовления на скорую руку лентяйского салата, исчез, вытесненный белорусскими морепродуктами. И, возможно, именно поэтому отечественный инженер Марк Олейник зарегистрировал свою фирму Moley Robotics в Лондоне, где с крабами перебоев не бывает (хотя лобстер в тамошних харчевнях грабительски дороже, нежели в мятежных колониях по другую сторону Атлантического океана, и взлетает почти до цен трактиров Третьего Рима…).
Так вот, Марк Олейник создал третью по полезности и нужности после холодильника и СВЧ-печки вещь для кухни, и возможно самую полезную из всех ИТ. Им разработан и предложен потребителям первый в мире кухонный робот, который уже умеет готовить крабовый супчик биск. (World’s first robot chef wants to make you crab bisque) Ролик, показывающий сие действо, заслуживает просмотра в куда большей степени, нежели новомодные пчелиные пляски – видео здесь.
С виду робот-шеф отнюдь не похож не мэтров Haute Cuisine, чей славный ряд – один «Ватель» чего стоит – увековечен искусствами. И не смахивает он даже на простую кухарку. Робот-шеф исполнен в виде пары манипуляторов, размещенных над рабочей поверхностью кухни, плитой и раковиной, по соседству с холодильником. Тем не менее, без методов бионики не обошлось – для программирования киберповара использовались именно ее методы, датчики сняли картину движений рук повара в процессе приготовлений блюд, и научили робота копировать их.
Манипуляторы роботу-шефу разработала лондонская фирма Shadow Robotics, обычно работающая на NASA. Их приводят в действие 20 моторов, и сочленяют 24 шарнира. Двигаться они могли бы значительно быстрее, чем человеческие руки, но скорость их была сознательно ограничена – кухня, все же, не заводской цех, да и человеку стоит видеть процесс приготовления того, чем его станут кормить.
Поэтому робот копирует движения рук победителя высоко-кулинарного конкурса Masterchef 2011-го года Тима Андерсона (Tim Anderson). И как белковый шеф-повар умело готовил крабовый супчик, так это проделает и варящий биск робот-шеф. К моменту начала поставок роботов-шефов потребителям – а оно намечено на 2017 год – в доступном меню предполагается иметь не менее пары тысяч доступных блюд, рецептом приготовления каждого из них поделятся с роботом лучшие повара.
Так что – машина снимает с людей оковы кулинарного рабства. Имея шансы оказаться в одном ряду со стиральными и сушильными машинами, с тем роботом, который пылесос, с хлебопечкой… Правда, на первых порах робот-шеф будет недешев – 10000 фунтов стерлингов. Да и предоставить ему нужные ингредиенты в необходимом виде придется человеку, на базар его в отличие от белковой кухарки не пошлешь. Да и смогут ли сенсоры робота реагировать на запахи и вкусы в процессе приготовления яств так же точно как и человек?
Но в том, что проблемы эти будут решены, сомнений нет… (Может – за счет оптимизации рецептов, выбора таких, в которых органолептика в процессе готовки не важна.) И цена робота явно снизится до приемлемых величин – во всяком случае, когда за производство возьмутся китайские компании. Так что, робот берет в свои руки еще одно в высшей степени массовое занятие. Дома это даст возможность без хлопот получать свежую еду. А вот поварам ресторанов и кафе стоит призадуматься о своем будущем… Впрочем, в отсутствии краба и робот-шеф биск не сварит!