Звали ее Бриджет Дрисколл. Родилась она в Ирландии, в 1851 году, а 17 августа 1896 года пересекала улицу вблизи Хрустального дворца в Лондоне, воспетого Уэллсом чуда техники девятнадцатого века. И в этот момент ее убили. Душегубом оказался Артур Джеймс Эдсалл, водитель демонстрационного автомобиля компании Anglo-French. Он, желая произвести впечатление на пассажирку, Элис Стэндинг, разогнал машину вдвое быстрее положенного, аж до восьми миль, да еще и трепался с пассажиркой…
Убийство сорока четырехлетней матери семейства осталось безнаказанным. То ли сказалась нелюбовь королевского правосудия к ирландцам, то ли уже тогда водители, работавшие на крупные фирмы, без всяких двух джеймсбондовских нулей прикрывались правовой эгидой своих хозяев, как и нынче бывает в некоторых странах… Но жюри присяжных сочла эту смерть случайной, а коронер Перси Моррисон произнес сакраментальные слова – «such a thing would never happen again»! Их особенно занятно припоминать, зная, что The Royal Society for the Prevention of Accidents оценило количество убитых на дорогах Британии к 2010 году в 550000 человек…
Это – больше тех 282 тысяч солдат, что Великобритания потеряла во Второй мировой, хоть и меньше тех семисот тысяч жизней своих соотечественников, которыми 52-й премьер от Либеральной партии Герберт Генри Асквит заплатил за то, чтобы кайзеровские купчины не построили Багдадскую железную дорогу… Учтем, что Соединенное Королевство по площади невелико, и сможем оценить те человеческие жертвы, которые приносятся на алтарь самой популярной технологии индустриального века.
Но теперь эра иная, информационная. И вождение автомобилей скоро перейдет в железные руки робота, не склонного загружать свои кремниевые мозги пустопорожними разговорами с представительницами прекрасного пола. И насколько же эти роботы-водители окажутся безопасными? Сейчас уже появляется возможность оценить это. Британская газета The Independent печатает отчет о шестилетних испытаниях машин от Google – Google’s self-driving cars have crashed 11 times in recent years — because humans keep driving into them, company claims.
Накрутив по дорогам общего пользования 1,7 миллиона милей, беспилотные автомобили 11 раз попадали в ДТП. Причем все эти аварии были незначительны. И – совершали их не роботы. В машины с автопилотом врезались другие транспортные средства, или же, дублировавший робота человек брал на себя управление, полагая, что он-то справится лучше, и терпел в результате этого постыдное фиаско… Но самое главное – ни в одном из инцидентов ни один человек не пострадал!
И вот это дает повод для очень серьезных размышлений. Даже, учитывая, что Google не сделал записи инцидентов достоянием общественности, в чем его упрекают мировые СМИ, контрпримеров – скрытых от внимания публики ДТП с серьезными последствиями, они не приводят, а на попрек со стороны The Associated Press в том, что с сентября прошлого года в авариях побывало три машины, глобальный поисковик выложил сведения об одиннадцати происшествиях, что следует считать единственно правильно реакцией на упрек прессы. (SELF-DRIVING CARS CAN’T AVOID ACCIDENTS ON CALIFORNIA ROADS)
И задуматься заставляют слова руководителя гугловской программы автомобилей-роботов Криса Армсона (Chris Urmson) о том, что «although we wish we could avoid all accidents, some will be unavoidable». И к этому надо прислушиваться уже сейчас – как бы создатели автомобилей-роботов не надеялись избежать аварий и катастроф, они в конечном счете окажутся неизбежны. И любой, кто будет говорить обратное, окажется лжецом. Причем лжецом неталантливым, не имеющим представления о законах физики и принципах организации дорожного движения.
Роботы сменят людей за рулем неизбежно. И критерием для принятия такого решения станет достижение автоматами меньшей аварийности, чем у большинства водителей. Конкретные методики подсчета будут ясны каждому, кто проходил в институте исследование операций. Но вот беда – исследование операций говорит о событиях статистически. Усредненно. Ведь родилось Operations research в огне Второй мировой. Из исследований, выполняемых по заказу Министерства обороны Великобритании командой исследователей «Circus».
«Циркачи», возглавляемые физиком Патриком Блэкеттом, будущим бароном Блэкеттом, сначала решали проблему оптимизации зенитного огня (им удалось снизить расход снарядов на каждую уничтоженную машину Люфтваффе с 20000 в 1940 году до 4000 к 1941 году), а потом занялись проблемой организации конвоев, которые начали нести существенные потери от подводных лодок Кригсмарине.
В частности, им пришлось решать проблему выбора между маленькими и большими конвоями. С одной стороны, маленький конвой может идти быстрее – ведь караван равняется по самому медленному транспорту. Да и обнаружить его сложнее – нет густой пелены дымов… Хотя крупный конвой может получить больше кораблей охранения. Зато ход его ограничен, и лодкам легче как обнаружить его, так и догнать… И он будет дольше находиться под воздействием «волчьей стаи»! И оборачиваемость тоннажа снижается…
Так вот, команда Блэкетта сумела показать, что потери конвоя обратно пропорциональны количеству кораблей охранения. Что чем больше асдиков будет нащупывать подводные корабли ультразвуковыми лучами, что чем больше бомб смогут сбросить на обнаруженную лодку, то тем больше груза благополучно придет в порт. В среднем… А конкретное судно могло бы идти быстрее, но оно привязано военной дисциплиной к своему месту в ордере конвоя. И именно по этому месту пройдут торпеды, выпущенные подкравшейся с темной стороны горизонта субмариной.
Но цель – доставить больше грузов – будет достигнута. Ценой того, что часть моряков заведомо обрекается на гибель. Правда, меньшая, чем при других вариантах хода дел… И – в условиях войны. Бесчеловечность которой описана в романах офицера ведомства доктора Геббельса Лотара-Гюнтера Буххайма «Das Boot» и лейтенанта-коммандера Королевского флота, командира фрегата HMS Perim Николаса Монсаррата «The Cruel Sea». Оба переведены на русский, оба экранизированы, хоть второй – довольно давно. В том, что к концу войны в живых осталось лишь семь тысяч членов экипажей нацистских субмарин, а погибло – 28728, есть и заслуга барона Блэкетта.
Но тут речь шла о войне. А в случае предстоящего массового внедрения автомобилей без водителя речь пойдет о повседневной жизни. Которую неизбежно – о чем предупреждают разработчики – будут забирать автомобили-роботы. Хоть и в меньших (а будем надеяться – много меньших количествах…) чем забирают ее белковые водители, служащие главной причиной автопроисшествий. И еще до того, как произойдет первый такой прискорбный случай надо позаботиться о грядущих последствиях.
Ну, прежде всего, обратим внимание, что гибель миссис Дрисколл произошла в результате выхода ее на проезжую часть. Но ведь убийца Артур Джеймс Эдсалл превысил допустимую скорость и отвлекся от управления (что и ныне порой остается безнаказанным…). Но к роботу-то будут предъявляться более строгие критерии. Он будет должен сделать все возможное, для избежания гибели людей. Или – по крайней мере – для того, чтобы объяснить, что инцидент произошел не по его вине.
А объяснить это можно лишь на основе полной и всеобъемлющей гласности. И автор рискнул бы обратиться к Google Inc., как к глобальной инфраструктурной компании, непосредственно заинтересованной в безаварийной эксплуатации грядущих автомобилей-роботов, с тем, чтобы всячески начинать открывать общественности данные обо всех инцидентах на дорогах. Все необходимое у этой корпорации уже существует ныне. И сервис дорожных карт. И поисковики, через которые течет информация буквально обо всем. Соотнести те данные, что уже существуют, и вывести реальную картину дорожной смертности и травматизма.
Ведь такой анализ поможет и трезво оценить ситуацию на дорогах (смотреть после длинных выходных через перекресток на гайцовский стенд пропаганды, где вывешивают цифры погибших, бывает страшно, а ведь есть еще и поворот у Кургана Славы, где регулярно видишь разбитые машины и раздавленных людей…), и соотнести ее с различными факторами. И – дать полезную информацию избирателям и актуариям страховых компаний. Тем самым облегчив внедрение роботокаров к тому моменту, когда они станут менее опасными, чем управляемые белковыми водителями, и сократить тем самым число жертв на дорогах. Ну и отдалить неминуемое, тот час. когда кто-то погибнет по вине робота.