Историю очень удобно размечать хлесткими фразами. Выход США на глобальную арену сопровождался словами ‘Lafayette, we are here’, которые будто бы произнес в августе 1917-го у могилы маркиза генерал Джон Першинг, командующий экспедиционным корпусом. Очень красивая и благородная легенда – воспитанный в духе Просвещения аристократ помог молодой заокеанской республике в борьбе за свободу. А заокеанская республика, поднабравшись силенок, воздала ему сторицей, придя на помощь в Великой войне…
Только вот на самом деле помощь Франции сепаратистам Новой Англии была лишь мелким эпизодом растянувшейся на весь восемнадцатый век и захвативший кусочек века девятнадцатого попытки Парижа отобрать у Лондона власть над морями и – во имя чего все и делалось – непропорционально большую часть доходов от международной торговли. Попытки, которую осуществляли и королевский Ancien Régime, и Республика, и Империя (подробнее об этом в книгах А.Т.Мэхена…). Попытки, которая кончилась крахом при Трафальгаре… А заокеанская республика была для Франции всего лишь врагом ее истинного врага, Британии!
Потом экономический ландшафт изменился. Потрепанная пруссаками Франция прислонилась к Британии. США потихоньку проводя доктрину Монро выжимали британцев из Западного полушария. Вот Мексиканская революция, свергшая Порфирио Диаса, регулярно и демократически переизбираемого с 1877 по 1910 год включительно (с одним перерывом в 1880-84 гг., наверное для смеха…). Для чего же валили этого сына трактирщика, ради свободы и достоинства? Ага, как же… Просто поощрявший инвестиции британские Диас стал мешать капиталовложениям американским – читайте О’Генри, «Короли и капуста».
Так вот, Джон Першинг успел, прежде чем прибыть во Францию, повоевать с мексиканцами, имевшими наглость запретить иностранцам бурение новых нефтяных скважин… А на Войну, которая покончит с войнами, поехал уже потом. Но и там он оказался не первым, и не первым употребил имя Лафайета в пропагандистских целях – с 1916 года на стороне Франции уже воевала Escadrille de Lafayette, укомплектованное добровольцами-янки подразделение ВВС Франции. (Любящие кино могут посмотреть о ней фильм Flyboys…).
История этого подразделения очаровательна – у его истоков стоял врач Эдмунд Л.Грос из American Field Service. А эту самую Американскую Полевую Службу основал профессор-экономист Абрам Плэтт Эндрю. Имея опыт работы в госфинансах, он понимал необходимость выхода растущей экономики на внешние рынки и одним из первым предложил использовать для политического обеспечения этого гуманитарные миссии. А уж то, что миссии эти начали по инициативе врачей учреждать боевые эскадрильи – что ж, на таком уж глобусе мы живем…
Так что в двадцатом веке именно боевым пилотам предстояло проецировать политико-экономические интересы различных стран на географическую карту, часто – до официального вступления в войну. Кстати, Escadrille de Lafayette не была первой – еще в ходе Балканской войны 1912 — 13 годов на стороне Балканского Союза сражался авиаотряд, сформированный директором Первого Российского товарищества воздухоплавания С. Щетининым. Потом была Испания. На стороне обожаемых местными либералами франкистов дрался Legion Condor, а на стороне республиканцев – советские пилоты.
Японцам в небе Китая противостояли сначала советские летчики, а потом американские Flying Tigers майора Клера Ченнолта. А вот в небе Кореи бывшие союзники сцепились между собой – авиации США противостоял 64-й истребительный авиационный корпус ПВО ВС СССР. Традиция была продолжена и в небе Вьетнама, и на Ближнем Востоке. Как только где-то скрещиваются чьи-то геополитические интересы, бравые парни ведут туда свои крылатые машины, сея смерть и разрушениесвободу и демократию из бомбовых люков и с внешних подвесок. Но теперь ситуация начинает стремительно меняться…
Нет-нет, человечество отнюдь не впало в пацифизм, прочтя, наконец «Die Waffen nieder!» баронессы Берты фон Зуттнер, урожденной графини Кински и лауреата Нобелевской премии (смешно, когда то премии эти давали действительно хорошим писателям, и тем, кто реально боролся за мир…). Призыв к отказу от насилия вызывает пароксизм бешенства среди местных статусных либералов, надеющихся на то, что поставки оружия соседнему государству обрушат здешнюю власть, которая совсем недавно им так нравилась (о том, что в войнах выигрывают богатые, марают руки кровью бедные и гибнут самые беззащитные сторонникам демократии не ведомо…).
Да и самолет – как и во времена Джулио Дуэ – остается хоть и чудовищно дорогим, но самым маневренным и гибким элементом системы вооружения современных армий. Так что не откажутся и от них. Отставка ждет пилотов. И об этом предупреждает серьезный и солидный United States Naval Institute (USNI), базирующийся в Аннаполисе, штат Мэриленд, «мозговой танк», обслуживающий Флот и Морскую пехоту США – Mabus: F-35 Will Be ‘Last Manned Strike Fighter’ the Navy, Marines ‘Will Ever Buy or Fly’…
Министр ВМС США (в Америке это отдельное министерство, которое некогда возглавлял Франклин Д.Рузвельт) ) Рэй Мабус (Ray Mabus) заявил, что боевой самолет Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter (JSF) скорее всего станет последним пилотируемым ударным истребителем, который будет закупаться флотом и Морской пехотой. А следующая машина – та, что должна придти на смену нынешним Super Hornets, ее пока обозначают F/A-XX – будет уже беспилотной. Или полностью беспилотной, или производимой в пилотируемой и роботизированном вариантах.
Так выглядит концепт ударного флотского беспилотника F/A-XX от Boeing
В настоящее время те беспилотные летательные машины, которыми располагают ВМС США, являются элементами его N2/N6 Information Dominance portfolio – программы обеспечения преимущества в информационной области, то есть разведчиками и рекогносцировщиками. В отличие от ВВС ударными беспилотниками флот не располагает, что не может его радовать в силу специфических отношений между ведомствами – говорил же командующий ВВС Кертис ЛеМэй –»The Soviets are our adversary. Our enemy is the Navy.»…
А ведь после того, как объекты разведаны, к ним должен идти наряд сил для нанесения удара. Идти сквозь средства противодействия, неся при этом неизбежные потери. В том числе и среди пилотов… Которых эта перспектива, по понятным причинам, не радует. А в случае «теневых операций», когда война ведется необъявленная, пилот али спецназовец какой, попавший в плен и бойко дающий признательные показания, ставит своих командиров или нанимателей в неудобное положение… Их надо или выменивать, рискуя при этом анонимностью, или бросать в плену, ставя под угрозу лояльность других пилотов.
Поэтому-то и ставится задача исключить из контура управления ударного самолета (по нашим классификациям – штурмовика, истребителя-бомбардировщика) такую капризную и говорливую деталь, как человек. Заменить его умными машинами. И подошли к этому делу американцы солидно и основательно – в структуру морского министерства введена уже должность N-99, заместителя помощника министра ВМС по беспилотным системам, который будет заниматься теми военными роботами, что станут сражаться на поверхности и в воздухе.
То есть, на следующем этапе гонки вооружений, способность авианосных группировок сосредотачивать военную мощь в любой точке мирового океана окажется дополнена возможностью нанесения ударов по объектам, прикрытым мощной ПВО, невзирая на потери и не боясь того, что могут рассказать попавшие в плен пилоты. «Убрав человека из кабины, мы выйдем на простор для экспериментов и сможем больше рисковать…», говорил министр. Очень интересные и очень полезные возможности!
Ну, правда, пока денег на новый самолет ВМС США не получили. И до 2037 года планируется закупать пилотируемые F-35… Но новый этап внедрения компьютерных технологий в системы оружия, и связанный с этим приток средств в ИТ-отрасль – налицо. А Голливуд уже имеет опыт снимать фильмы про боевых роботов, которые получаются еще симпатичней, чем парни из Escadrille de Lafayette – один Chappie чего стоит!