Люди прогрессивные и передовые узнают новости из топов поисковых машин. Люди же обычные формируют свою информационную картину мира проще, слушая радио в машине. Для иллюзии объективности можно послушать как правительственное радио, так и возлюбленное интеллигенцией радио либеральное. И вот что интересно – занимавшая недавно умы тема западных санкций из информационного поля исчезла. На правительственном радио чиновник МИДа ворчит, что Запад втягивает Россию в новую гонку вооружений. На радио либеральном радуются, что гонка эта разорит Россию так же, как и Советский Союз, и поддерживают арест российских активов в Бельгии.
Но про санкции все забыли – ну, разве что упоминают о борьбе с «запрещенным сыром». То есть, все свыклись с мыслью, что санкции это надолго, если не навсегда. Что надеяться, что «Запад нам поможет» могут лишь члены Союза Меча и Орала, или организаций, являющихся правопреемниками этой достойной группы заговорщиков. Что Восток также не рвется помогать российской экономике (Unlocking the potential of Russia-Asia cooperation), что в высшей степени корректно объясняет теория игр. Что выбираться из той ситуации, в которой мы находимся, придется нам самим.
А ситуация эта описывается в высшей степени просто и понятно. Огромная страна, наделенная массой природных ресурсов, сформировала экономику, в высшей степени зависимую от конъюнктуры цен на эти самые ресурсы. А возможности повлиять на эти самые цены у страны нет. Ну, точнее есть, как утверждают американские политологи (Dr. Strange-oil), но решаться ли ими воспользоваться в Кремле – сказать трудно, для этого надо иметь совсем иной градус авантюризма…
Так что остается самое унылое и добропорядочное. Пытаться диверсифицировать собственную экономику. Наладить собственное высокотехнологическое производство. Высокотехнологическое, ибо воспроизвести низкотехнологическую махину периода индустриализации СССР времен пятилеток или Китая девяностых годов невозможно – нет тех масс неприхотливых и работящих крестьян, которые от века требует процесс индустриализации.
И даже нельзя сказать, что этого не понимают или понимали власти предержащие. Об этом говорит очень занятный аналитический отчет «Ежегодный мониторинг средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование НИОКР (в том числе по приоритетным направлениям инновационного развития России)», который добросовестно подготовил для нас «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». Отчет это в высшей степени интересен и говорит крайне много о реальной структуре российской экономике.
Ну, прежде всего, главное – Россия занимает восьмое место (из 37 стран, отобранных для анализа) по абсолютному показателю расходов на НИОКР. Восьмое… И по номинальному валовому внутреннему продукту Россия также занимала в 2013 году восьмое место в мире. То есть – баланс соблюден. Сумма расходов на НИОКР в 2012 г. составила 24 млрд долларов. Это 1,12% ВВП, тридцатое место по относительному показателю – то есть 29 стран тратят на НИОКР большую долю ВВП, чем мы… Ну да ладно, предела совершенству нет – посмотрим, какую пользу приносит экономике то, что тратится?
И как это лучше всего сделать? Ну, наверное, через объем высокотехнологической продукции в экономике. И – удобнее всего оценивать этот объем по экспорту. Особенно учитывая, что хайтек требует гигантских инвестиций в разработки и невероятно дорогого оборудования, предполагающих доступ к глобальным рынкам. И такую статистику можно найти на сайте Всемирного банка, в таблице High-technology exports (current US$), содержащей данные за 2013 год.
И данные в ней в высшей степени неожиданны. Все привыкли считать самой передовой державой США. Но на первом месте по хайтек-экспорту идет Китай, продающий на сумму 560 миллиардов долларов. Второе место занимает Германия – 193 миллиарда долларов. А США лишь на третьем месте – 147 миллиарда, почти вчетверо меньше, чем Поднебесная. На четвертом месте – Сингапур, 135 миллиардов. У Республики Корея – 130 (а ведь порой создается впечатление, что все вокруг делается именно в Стране Утренней Свежести…). Потом – Франция, 113 миллиардов, и только за ней – Япония (казалось бы совсем недавно стращавшая всех своим Восходящим Солнцем…) со 105 миллиардами.
Всё… Список Больших Парней с трехзначным (в миллиардах) экспортом хайтека завершен. Дальше идут крошечные Нидерланды (из которых удобно ездить в соседние страны на трамвае, но флот которых когда-то, поднимаясь по Темзе, громил англичан…) с 69 гигабаксами хайтек-экспорта и всякая прочая мелочевка. А на каком же месте Российская Федерация? Она занимает очень достойное место в рейтинге, аж двадцать восьмое, экспортируя хайтека на сумму $8655776675 (округлять до миллиардов и даже тысяч рука не поднимается…). Впереди России – Дания, сразу за ней – Бразилия. А вот другая соседка по БРИКС, Индия, экспортирует почти вдвое больше, на 16,7 миллиарда.
И даже Вьетнам находится на пятнадцатом месте, 27,8 млрд. Он обошел рухнувшую на шестнадцатое место Великобританию – у той лишь 24 гигабакса. Еще одна соседка по БРИКС, Южная Африка, на 39-м месте, 2,216 млрд. Украина на сороковом – 2,189 млрд., кстати, совсем не так уж мало по сравнению с результатами, показанными более богатой Россией. Казахстан с тремя миллиардами на тридцать пятом месте.
То есть – мы можем отметить занятнейший парадокс. Россия находится на восьмом месте в мире по объему финансирования НИОКР. А вот по объему экспорта высокотехнологической продукции – на двадцать восьмом. Уступая обитателям соседних бараков социалистического лагеря: Чехии (21 млрд., 18-е место), Венгрии (14 млрд., 24-е место), Польше (12 млрд., 25-е место). Такая вот картина маслом в стиле раннего Ренессанса, когда художники радостно открывали для себя перспективу.
Кстати перспектива, а как с ней. Как дело обстоит с российским хайтек-экспортом в динамике? Ну, вот в этой таблице статистики ООН (High-technology exports (% of manufactured exports)) мы можем увидеть, что доля хайтека в российском экспорте упала с 19% в 2003 году до 10% в году 2013-м. Почти что вдвое. Такая вот тенденция обрисовывается…
Вернемся к Аналитическом отчету. «Доля расходов федерального бюджета на НИОКР по сравнению с расходной частью бюджета в 2010– 2013 гг. составляла около 5%». Не так мало, кстати. А что ж частный бизнес? Тот самый частный бизнес, на который возлагали такие надежды четверть века назад, что он выведет Россию из позднесоветского застоя и двинет ее дорогой невиданного прогресса? В добрые руки которого ради этой благой цели была отдана былая общенародная собственность…
И тут же мы читаем – «Значительную часть расходов на финансирование НИОКР несет государство: доля расходов федерального бюджета во внутренних затратах на исследования и разработкисоставила 80%в 2010– 2012 гг., и 88% — в 2013 г.». Очаровательно, чтобы не высказаться крепче… То есть – практически все расходы на развитие технологий в России несут налогоплательщики в лице государства. Частный бизнес находит более приятные применения для своих денег – пентхаус там, загородный дом с бассейном, машина дорогая, жена юная, штат холуев, ибо жена юная делать ничего не имеет…
Причем это данные по «докрымским» временам. Стоило обостриться международной обстановке, местный бизнес (тот, что наблюдаем ежедневно) кинулся вытаскивать наличку даже из оборотного капитала, подкупая домики и квартирки в Испании или Турции, чтобы семьи пересидели там смутные времена. Не до НИОКР ему… И государству ¬ – тоже. Ибо «Плановый объем финансирования расходов на НИОКР из средств федерального бюджета в 2014–2016 гг. демонстрирует нисходящую динамику. Согласно прогнозу Аналитического центра расходы федерального бюджета на НИОКР снизятся до 3,25% расходной части федерального бюджета в 2016 г.»
Вот так! Даже те инвестиции в НИОКР, которые государство делало в годы высоких нефтяных цен, весьма хило сказались на динамике хайтек-экспорта. А учитывая падение объемов средств, выделяемых казной на НИОКР, можно ожидать куда более скверных результатов. Ну а у бизнеса – у бизнеса есть другие развлечения и забавы…