Если вы наблюдаете за «творческим беспорядком», творящимся в области авторских прав и интеллектуальной собственности, то согласитесь: старушка Европа стоит особняком от молодого-горячего Нового Света. Это в Штатах обыкновенно испытывают новшества, от которых у стороннего наблюдателя лезут на лоб глаза, Европа же идёт следом, либо так же только наблюдает.
Но, бывает, отличается и она. Например, именно в Европе первыми приняли к исполнению право гражданина «быть забытым» (докатившееся нынче до нас). А в настоящий момент там вынашивается очередная новаторская инициатива, от которой не в восторге большинство самих европейцев, а уж людям со стороны она и вовсе кажется сумасшествием. Речь, если грубо, о запрете на фото/видеосъёмку, а также воспроизведение любыми другими способами (включая рисование от руки) памятников архитектуры и прочих недвижимых объектов в публичных местах.
Сюжет этой драмы крутится вокруг трудноформулируемого понятия «свободы панорамы» (далее для краткости: СП). Ведь как принято в авторском праве? Обладатель копирайта имеет эксклюзивные права на объект (скажем, книгу) — и может контролировать его распространение. Но как быть, если речь идёт об объекте, постоянно маячащем на виду у всех: необычном здании, скульптуре, архитектурном комплексе и тому подобном? В таких случаях хорошо бы сделать исключение из правил: позволить всем желающим запечатлевать его и воспроизводить снимок без спросу и ограничений. Это и есть свобода панорамы. Однако, поскольку понятие копирайта молодое (три столетия, начали британцы) и искусственное, СП приходится прописывать в законах особо.
То есть, копирайт, конечно, штука полезная: она даёт автору эксклюзивные права на произведение его труда на некоторое время — и тем создаёт благоприятные условия (потрудился — заработай!). Зато свобода панорамы, в отличие от копирайта, есть совершенно естественная штука, ограничить которую или запретить… да мыслимо ли вообще? Но с появлением фотографии и особенно с цифровой революцией этот вопрос перестал быть теоретическим: никогда ещё не было так просто запечатлеть и воспроизвести видную глазу картинку — так не в накладе ли остаются архитекторы и владельцы зданий и сооружений?
Собственно, СП местами уже ограничивают. Во Франции и Бельгии, например, она ограничена в значительной степени. В этих странах, если объект доминирует на местности (и, соответственно, на изображении), вы по-прежнему можете его запечатлеть, но вот для публикации снимка или рисунка в газетах или соцсетях потребуется разрешение правообладателя. Этот факт широко известен применительно к Эйфелевой башне: на неё саму копирайт, конечно, давно истёк, но не на её систему художественной ночной подсветки, смонтированную в нулевые. Другой, менее известный пример, это брюссельский Atomium — аттракцион и здание, владелец которого весьма ревностно следит за соблюдением своих прав (поэтому, к примеру, в «Википедии» нет снимка сооружения: соответствующая статья иллюстрирована фотографией модели).
Есть как минимум и одна европейская держава, где действуют более строгие правила: Италия. Три года назад, когда всё та же Wikipedia проводила фотоконкурс «Вики любит памятники», даже случился скандал, поскольку публиковать работы итальянских участников оказалось невозможно (лазейку нашли, но об этом позже). Наконец, в России, с поправками прошлого года, свобода панорамы ограничена, кажется, только в «коммерческих» случаях, но формулировка казуистическая, поэтому если это может вас коснуться, лучше изучите её сами.
В общем и целом до последнего времени складывалось впечатление, что законодательная практика тяготеет к повсеместному ослаблению ограничений и вероятной скорой полной отмене таковых для свободы панорамы. И вот теперь неожиданно Евросоюз сделал шаг в обратном направлении. Да какой! В рамках очередной перетряски законов об авторском праве, в Европарламент внесена инициатива полного запрета СП на территории ЕС.
Вообразить Европу без свободы панорамы с одной стороны легко, с другой — невероятно трудно. Начните опять же с «Википедии»: сотни тысяч, если не миллионы изображений подлежат удалению, возможно, навсегда — если запросы к правообладателям останутся без ответа, будут отклонены или вернутся с требованием денежной компенсации. Пострадают СМИ — которые погрязнут в запросах и разбирательствах. Пострадают даже социальные сети! Не только потому, что воспроизведение снимков для всех, кроме членов семьи, должно будет соответствовать тому же принципу «законности» (и следить за этим правоохранительные органы будут вынуждены так же строго, как за музыкой, фильмами и программным обеспечением сегодня), но и потому, что даже простая закачка фотографии в личный альбом, скажем, на Facebook тоже потребует разрешения от правообладателя запечатлённых объектов, ибо Facebook (по условиям соглашения с пользователем) имеет право на коммерческое использование личного контента.
Наконец, не ждите, что если правообладателям будут предоставлены эксклюзивные права, они ими не воспользуются из благородства. Обязательно воспользуются и будут требовать денежное вознаграждение, как это происходит в вышеупомянутых Италии, Франции, Бельгии.
Ничего удивительного, что под петицией за сохранение СП стоит уже больше 300 тысяч подписей. И лично Джимми Уэльс не поленился написать статью, в которой призвал европейцев к действию (желаете и дальше делиться фотографиями бесплатно — напишите членам Европарламента!). Плюс не прекращается поток замечательных панорамных снимков, подвергнутых «копирастической» ретуши: они демонстрируют, как будет выглядеть мир без свободы панорамы (некоторые из них иллюстрируют сегодняшнюю колонку).
Есть, правда, и оппоненты — полагающие, что паника поднята напрасно. Во-первых, даже в странах, где СП под запретом, практика показывает, что запрет удаётся обойти. Так, в вышеупомянутой истории с фотоконкурсом, итальянцы столковались с местными властями и воспользовались лазейкой в законе: оказывается, если фотографии используются с целью популяризации туризма, их можно публиковать бесплатно и без разрешения. Во-вторых, есть надежда на то, что даже если решение будет принято (голосование 9 июля), воплотить его в жизнь окажется очень сложно из-за жуткой бюрократии в ЕС: из Европарламента инициативы переправляются в Еврокомиссию, где многие из них и хоронятся (как, похоже, похоронено решение поделить Google надвое).
Впрочем, в любом случае происходящее показывает, что инквизиторам от авторского права — «копирастам», как их называют в обиходе — ещё есть куда двигать закон и общественное мнение. Копирайт остаётся грубым, плохо отшлифованным инструментом. Конфликты ещё предстоят.