Есть хороший старый — ещё эпохи бума дот-комов — анекдот. Представитель компании сотовой связи, подключившей очередную деревеньку, с видом озабоченным и даже удручённым рассказывает на пресс-конференции о трудностях, с которыми пришлось столкнуться. Мол, поставили вышку и в местной больничке немедленно кончились койки: у одних жуткие мигрени, у других пропало грудное молоко, у третьих обострился геморрой, у четвёртых с интимными делами проблемы. И это, говорит, мы вышку всего лишь поставили — а представьте, что начнётся, когда её включим!
Анекдот этот отлично иллюстрирует уникальный социопсихологический феномен, которым ознаменовался период взрывной «мобилизации» планеты, то есть конец 90-х — первая половина нулевых: электромагнитную фобию. Нельзя сказать, что история электроники подобного не знала. «Старики» вспомнят кактусы у компьютеров и фильтры на дисплеях, призванные улавливать «вредные излучения». Но только с появлением мобильника паранойя заиграла в полную силу. Мало того, что миллионы человек сожгли мириады нервных клеток (себе и знакомым), беспокоясь, не слишком ли близко держат они телефон у головы, не слишком ли часто подносят только к правому уху, не забыли ли выключить на ночь, положив у постели и т.д. и т.п. Так ещё и научные коллективы ввязались в ту же драку.
Мне довелось освещать ход этой дискуссии в (бумажной ещё) «Компьютере» и я могу заверить вас, что минимум раз в полгода появлялся новый сенсационный отчёт, демонстрирующий вред, либо, напротив, безвредность несчастного мобильника. Жертвами чаще всего были мыши, но и людей изучали тоже — оптом, собирая статистику на федеральном уровне (насчёт последнего есть ещё одна хорошая шутка: если проверить сейчас здоровье первых пользователей телефона — в смысле, обычного, проводного — окажется, что все они мертвы. ВСЕ!).
Понятно, что чистый итог никто не подводил, да и чёрта с два вы его подведёте (количество статей, так или иначе относящихся к теме, за четверть века измеряется десятками тысяч), но, субъективно, счёт вышел равный: предъявить доказательство безвредности так и не удалось, а потому пессимисты остались при своём мнении. Но по крайней мере публика подустала и страсти поулеглись. Кому хочется, и сегодня ещё тихо верят, что мобильник способен вызывать необратимые изменения в организме. Но вот чего трудно было даже предположить — что дискуссия вспыхнет с новой силой на новом направлении. Этим направлением стал Wi-Fi.
Десять лет назад, когда свирепствовала мобильная паранойя, Wi-Fi был недостаточно популярным, чтобы включать его в почётный список угроз здоровью. Однако появление смартфона и планшетки сменило акценты. Сегодня (пусть де-факто, не де-юре) «вай-фай» стал вторым по востребованности беспроводным механизмом — и этому, кажется, никак не мешает его слабосильность. Ведь, чисто технически, это сигнал мощностью всего лишь в десятые доли ватта: в цивилизованных странах точки доступа Wi-Fi причислены к разряду маломощных устройств, то есть органы надзора почти не обращают на них внимания.
Любой сотовый телефон генерирует излучение в десятки раз более мощное! Сигнал же Wi-Fi порой трудно поймать даже в соседней комнате. Да и в тело несчастного пользователя он проникает лишь на глубину не более 2 сантиметров (чем выше частота, тем меньше глубина проникновения; Wi-Fi работает на частотах от 2.4 ГГц и выше). Так что повода для паники вроде бы нет и быть не может (формулировка Всемирной организации здравоохранения: риска здоровью от долгосрочной Wi-Fi-экспозиции нет). Но кто ищет, тот найдёт, увы.
Публика, верящая, что она чувствует слабые электромагнитные поля и имеет от них негативные последствия, не переводится и даже прирастает числом. Бессистемные жалобы, характерные для периода начала века, к настоящему моменту сменились жалобой универсальной, на так называемую электромагнитную гиперчувствительность. Это своего рода аллергия даже на чрезвычайно слабые ЭМ-поля, вреда от которых в официальных исследованиях обнаружить не удалось. При этом позиция, якобы, страдающих гиперчувствительностью не лишена смысла: они призывают не повторять вечную логическую ошибку — не принимать отсутствие доказательства (вреда) за доказательство отсутствия.
Что если (говорят они) маломощное неионизирующее излучение всё-таки способно влиять на живые организмы, только мы ещё не умеем обнаружить эти изменения? Например — дефекты на клеточном уровне или даже на молекулярном (т.е. в генах). Бездумно пустив такое излучение в дом, мы можем подложить бомбу под человечество!
Ничего удивительного, что местами позиции сторонников этой точки зрения весьма сильны. Например, в Канаде им удалось добиться ограничения беспроводной связи в ряде образовательных учреждений. Но оценить степень их влияния на общество в полной мере позволило событие, случившееся нынче летом, когда китайский вендор Qihoo 360 выпустил необыкновенный W-Fi-маршрутизатор для дома. Если вы ковырялись в настройках таких устройств, то знаете, что мощность сигнала там обычно можно выставить вручную. Ребята из Qihoo подошли к вопросу творчески: вместо процентов, они сделали в настройках своего P1 категории. «Пробивая стены» (максимальная мощность), «Норма» (средняя) и… «Беременная» (30% от номинала).
Сама Qihoo 360 — контора с сомнительной репутацией, но «режим для беременных» оказался настолько удачной находкой, что её не постеснялся прокомментировать даже гигант Xiaomi. Правда, в негативном смысле (мол, потакание необоснованным страхам ради выгоды постыдно). Но лучше бы уж промолчали. Потому что Qihoo — вероятно, случайно — предложила гениальное по простоте решение затянувшегося спора.
Дело в том, что на третьем десятке лет препирательств о вредности/безвредности беспроводных механизмов, пожалуй, уже есть смысл отказаться от попыток переубедить противную сторону. И — взять с пример с Qihoo, которые честно заявили: мы не учёные и исследований вреда не проводили, но если пользователь сочтёт нужным ограничить мощность устройства — вот, пожалуйста, опция для него!
Так вот, точно такие же опции следует ввести в весь софт и цифровое железо, которые вызывают опасения ЭМ-параноиков. Это будет проще, эффективней и выгодней для всех! Просят люди? Уважьте, предоставьте им выбор: пусть они смогут ограничить тактовую частоту, мощность, насладиться большей рекомендованной дистанцией от тела. Да, это будет аналогом плацебо — но ведь его в медицине применяют наравне с настоящими лекарствами. Если ЭМ-паранойя и правда от нервов, пропишите безвредную пустышку — и она, наконец, уйдёт!
P.S. В статье использованы иллюстрации Matthew Klein, Cranio, Paul Keller.