Автор этих строк очень любит цинично измываться над неэффективной торговлей. Над теми, кто описывается словами Виктора Гюго – Il ne suffit pas d’être méchant pour prospérer, «Для процветания недостаточно быть поганцем»… Над теми, кого корысть побуждает возводить «бобровые плотинки» на путях движения товаров, а не рыть широкие каналы, способные и изменить экономический пейзаж, и принести серьезные деньг.
Но есть и торговля «в хорошем смысле слова». Торговля, выводившая человечества из циклического времени Традиции на столбовую дорогу Прогресса. Венецианские galere da mercato связывавшие – за века до строк Киплинга – Запад с Востоком и бывшие, кстати, примером сверхуспешного государственного коммерческого предприятия. Американские универсальные магазины обеспечившие рынок сбыта для больших масс фабричного товара, и способствовавшие становлению индустриальной эпохи, не меньше, чем сами заводы. Интернет-магазины, наиболее адекватная глобализованному миру форма торговли…
Так что, продать товар бывает никак не менее важно, чем его произвести. Без рынка бессмысленны производственные мощности, не нужны технологические новинки. Они обречены на роль эолипила Герона Александрийского, а не турбин Парсонса. Забавных игрушек, а не могучих машин, приводящих в действие турбины дестройеров, дредноутов и лайнеров, защищавших и связывавших те рынки сбыта, которые своей емкостью и сделали возможным машинное производство.
А сегодня интереснейшего союзника в грядущей схватке за сбыт машин-роботов сумели заполучить их разработчики и грядущие производители. Дальновидно и рачительно озаботясь этим еще до поступления первых образцов на рынок, примерно так, как народная педагогика рекомендовала воспитывать ребенка, пока он умещается поперек лавки… И возвестило об этом не какое там желтовато-рекламное издание, и даже не солидная коммерческая газета, а озабоченный общим благом Nature Climate Change.
Экология на современном Западе сила могучая. Она вынудила скуповатых германцев отказаться от атомных электростанций. Она заставляет американских школьников зазубривать дату основания Sierra Club, а не дни славной обороны миссии Аламо; знать, кто такой Джон Мюир, и не знать, кто такие полковник Боуи (прославленный созданием удобного охотничьего ножа) и конгрессмен Дэви Крокетт (введший моду на енотовые шапки). Да-да, стойкая защита миссии Аламо, воспетая кинематогрофом, служила в индустриальную эпоху увеличению оборота оружейных и меховых магазинов.
Но это было раньше, когда при слове Sierra нормальный заокеанский мужик вспоминал одного из производителей охотничьих боеприпасов. А теперь – сплошная политкорректность. Президент Джимми Картер, баптистский проповедник с арахисовых плантаций, наконец-то внес в теологию первый (после Сейлемских ведьм и Обезьяньего процесса) существенный вклад, предположив, что Jesus Would Approve Of Gay Marriage. М-да, пожалуй, в знак протеста, стоит отказать себе в арахисе, обходясь греческими орехами и орехами кешью из Бразилии…
Но ведь и политкорректность служит требованиям рынка. Кто самые платежеспособные покупатели? Любой новоамстердамский маркетолог с младых ногтей знает, что это поклонницы Сапфо и адепты греческой любви. Представляете себе, как рванет в гору – внося свой вклад в заокеанский ВВП – бизнес изготовителей свадебных смокингов и платьев, аренды свадебных лимузинов, выпечки праздничных тортов…
И массовое увлечение энвайронментализмом (экологию, научную дисциплину, введенную Геккелем, обижать совсем не хочется), дальновидные люди тоже используют для маркетинговых целей. Продвигая, скажем, в массовое сознание, идею автомобилей-роботов… Так, как это делается в статье Autonomous taxis could greatly reduce greenhouse-gas emissions of US light-duty vehicles, опубликованной в вышеупомянутом Nature Climate Change.
Авторы этой работы Джеффри Гринблатт (Jeffery Greenblatt) и Самвег Саксена (Samweg Saxena) исходили из того, что общественный и личный автотранспорт потребляет почти две трети легкого горючего, и выбрасывает седьмую часть углекислого газа. Они проанализировали, каким образом повлияет на выбросы углекислого газа перевод системы такси и значительной части личного автотранспорта на автоматическое управление.
Экологических выигрышей было три. Прежде всего, муниципальные такси под автоматическим управлением очень эффективно переводимы на электроэнергию. Они могут оптимизировать предоставляемые услуги под запасы наличной энергии, и отправляться на заправку в автоматическом режиме. Ну а сама эта энергия может вырабатываться возобновляемыми источниками, вроде солнечных батарей и ветрогенераторов.
Во-вторых, тотально роботизированное уличное движение будет намного эффективнее использовать пропускную способность уличной сети. Избегая пробок, варьируя маршруты и скоростные режимы движения, оно сможет доставлять пассажиров к цели назначения за приемлемое время и с минимальными энергетическими затратами.
В-третьих, система городского транспорта, базирующаяся на такси, сможет варьировать размеры подаваемого транспорта. Подавать для единственного пассажира – а это большинство поездок – одно-двухместную машину, благо, что водителю-то места не нужно. А еще – подбирать попутчика, минимизируя транспортные расходы и максимизируя эффективность общественного транспорта.
Ну, честно говоря, идея ездить в маленькой машинке нравится не сильно… В реальном потоке, когда в тебя может въехать ошалелый от счастья обладания самобеглой коляской персонаж в спортивных штанишках и на «семерке», лучше иметь под собой массивную раму а по бортам – «брусья безопасности». Но, возможно, внедрение робототакси будет сопровождаться запретом выезда на подобного сорта экипажах…
Так вот, по оценкам специалистов из Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли, на долю типового робототакси в 2030 году будет приходиться на две трети меньше выброса углекислого газа, нежели дает личный автомобиль-гибрид, и на порядок меньше, чем выбрасывает в атмосферу средняя нынешняя машина. Так что роботизация транспорта способна существенно уучшить климат городов, а то и планеты в целом.
К тому же, такой вариант перестройки транспортной инфраструктуры городов оказывается не только самым эффективным, но и самым дешевым. Во всяком случае, по словам ученых… Так что поздравим создателей автомобилей-роботов, солнечных батарей и батарей аккумуляторных. Они получили могучего союзника, и явно используют его для дальнейшего расширения ИТ-рынков.