Если бы пятнадцать лет назад Гейтсу и компании сказали, что однажды Apple будет ставить свечку за упокой Windows, он бы, конечно, рассмеялся вам в лицо. Но невообразимое случилось: уходящий квартал стал одним из самых тяжёлых для PC — и одним из самых лучших для «Макинтоша»! И если вы тоже пытаетесь разглядеть, что же ожидает теперь персоналку, какой будет ЭВМ постперсональной эпохи, наблюдаемый парадокс, возможно, таит ключ к разгадке.
Цифры, опубликованные на днях Gartner и IDC, впечатляют и ужасают одновременно. В зависимости от методики подсчёта (а именно, считая только персоналки или добавляя к ним Windows-гибриды а-ля MS Surface — что, впрочем, незначительно меняет результат), за второй квартал 2015-го года в мире было поставлено чуть более 60 миллионов устройств, что в среднем на 10% меньше, чем в том же квартале года предыдущего. И аналитики, в общем, уверены, что это один из самых масштабных провалов за всю новейшую историю PC (то есть с конца 90-х). Хуже было только памятной осенью 2001-го, да ещё раз года три назад, когда переживаемый сейчас персоналкой кризис впервые продемонстрировал свой оскал.
Цифры ориентировочные, официальной статистики от вендоров пока не публиковалось, но практика показывает, что качественно такие оценки обычно верны. Поэтому уместен вопрос: из-за чего PC стали покупать (ещё!) хуже? Тут аналитики тоже сходятся во мнении и называют три причины. Все — преходящие. Во-первых, неблагоприятная ситуация с курсами валют: во многих странах импортные компьютеры стали дорогими. Во-вторых, естественное затишье перед выпуском Windows 10, назначенным на 29 июля. Наконец, прошлогодний вал апгрейдов при выводе из эксплуатации Windows XP — на фоне которого новые результаты блекнут. Таким образом прогноз на ближайшее будущее в целом благоприятный: как только перечисленные факторы прекратят действовать, PC-индустрия вернётся к вялым колебаниям у нулевой отметки.
Однако в процитированных отчётах есть кое-что, что требует отдельного разговора. Дело в том, что отрицательную динамику поставок показал абсолютно каждый из числа крупных производителей Windows-машин — разве что одни провалились глубже других (та же Lenovo хоть и валится вместе со всеми, но продолжает наращивать свою долю рынка: сейчас это крупнейший PC-вендор, на которого приходится каждая пятая поставленная персоналка в мире). Зато единственный в топе производитель с альтернативной операционной системой — а именно Apple — стал исключением и по динамике: компания не только не уменьшила, но увеличила поставки аж на 16% за квартал. Принимая во внимание факт, что Apple идёт лучше рынка вот уже года два (она тоже, бывает, «падает», но меньше и всегда восстанавливает позиции быстрее прочих вендоров), логично задаться следующим вопросом: что в ней такого особенного, что привлекает покупателей даже в тяжелейший для персоналки период?
Ведь на первый взгляд тут — парадокс: компьютерный бизнес Apple строится на персоналках дорогих — и хорошие их поставки/продажи в кризисное время будто бы противоречат логике! Однако парадокс испаряется, если вспомнить, что Apple на самом деле давно уже не компьютерная компания. С компьютеров она имеет одну десятую часть своей выручки, но почти столько же с iPad и больше двух третей — с iPhone! Выходит, «Маки» растут благодаря свету, который льют на них мобильные устройства Apple (это называют «эффектом гало»). Но если так, если обыватель и бизнес потеряли интерес к компьютерам, но сохранили его к мобильным устройствам, то и оценивать сценарии развития персоналки следует не по «Макинтошам», а по «Айфону» и «Айпаду». Прости, Microsoft, прости, Google, но, выходит, именно на смартфонах и планшетках Apple сейчас отыгрываются те атрибуты, которые станут обязательными для персоналки в следующие год-два-три.
Что же новенького на мобильном фронте у Apple? Две вещи (уже показанные на девелоперской конференции, они войдут в релиз iOS 9 осенью). Прежде всего это режим разделения экрана для двух приложений: любую пару программ можно будет уместить на рабочем столе бок о бок и меняться данными между ними. Другая новинка: доведённая до ума (а, точнее, до уровня десктопа) поддержка Bluetooth-клавиатур. Пользователь iOS 9, подключив беспроводную клавиатуру к планшетке, будет чувствовать себя словно за компьютером: те же комбинации для запуска, переключения между программами, манипуляций с данными и пр. Всё вместе это несомненно указывает на готовящийся выпуск «макси-версии» iPad, вероятно, 12-дюймовой. И выход её может обозначить новую точку отсчёта в компьютерной эволюции: такую планшетку уже почти без оговорок (и с намного более широкими возможностями!) можно будет применять вместо персонального компьютера.
На самом деле Apple не первая, кто задумался над и даже уже выпустил 12-дюймовую планшетку. В этой категории отметился практически каждый крупный производитель. Но при всех успехах Android, его влияние на PC минимально. И успех MS Surface можно оценить только как очень скромный: похоже, среднестатистический пользователь не одобряет идею мобильного устройства под управлением полноценной десктопной ОС. Только Apple и iOS демонстрирует очевидную «обратную связь» с персоналкой. А Apple явно движется курсом на конвергенцию: с выпуском 12-дюймовой модели, с десктопными функциями в мобильной операционной системе, граница между персональным компьютером и планшеткой станет почти прозрачной.
Согласиться с таким видением ситуации вам поможет и эксперимент, который лучше проделать самостоятельно. Вообразите сегодня, что вам необходимо выбрать новый ноутбук и — пройдитесь по магазинам. Вы обнаружите, что самые интересные, самые новаторские модели давно уже больше походят на планшетку с пристёгнутой клавиатурой, нежели на PC в классическом смысле. А цены на мощные планшетки (как и их параметры) вплотную приблизились к компьютерным. И я гарантирую, что вы как минимум задумаетесь: почему бы не взять вместо (дорогущего) ноутбука более дешёвую планшетку и самостоятельно навешать периферию? Android-модели как замена персоналке пока, увы, не годятся: их поддержка внешних клавиатур рудиментарна. Windows на планшетках по тем или иным причинам непопулярна. Но уже осенью на прилавках появятся устройства с iOS 9 — и станут на какое-то время идеальным и единственным вариантом для задавшихся этим вопросом.
К сожалению, ни Android, ни iOS пока не обзавелись программным обеспечением, равным по функционалу компьютерному. Но учитывая последние телодвижения Apple, как думаете, сколько времени теперь потребуется, чтобы это упущение, наконец, исправили?
P.S. В статье использованы иллюстрации Martin Hajek, Raul Hernandez Gonzalez.