На фоне множества спортивных соревнований, вызывающих широчайший восторг широких народных масс, осыпающих атлетов золотым дождем и порождающих коррупционные скандалы, скромно теряется одно, куда более полезное человечеству, чем все прочие вместе взятые. Зовется оно – Международная математическая олимпиада (MMO).
Международная математическая олимпиада (MMO) – это Чемпионат мира по математике среди школьников старших классов, проводящийся каждый год в одной из стран. Первая MMO прошла в 1959 году в румынском Брашове с участием семи социалистических стран, отсутствующих ныне ГДР, СССР и ЧССР, и присутствующих и поныне на политической карте Болгарии, Венгрии, Польши и Румынии. Выиграла тогда, кстати, Румыния – четыре советских юноши заняли лишь предпоследнее место…
Пару лет потом советские команды участия в олимпиадах не принимали, в 1962 году вернувшись на состязания заняли второе место, а в 1963-м команда СССР под руководством Елены Александровны Морозовой заняла первое место. И в 1964-м первое. И в 1965-м, и в 1966-м, и в 1967-м. В 1968-м на первое место вырвался аутсайдер первой ММО – крохотная ГДР. Потом – родина Яноша Бояйи. В семидесятые СССР вернул себе первенство, уступив его в 1977-м команде США – в олимпиаде принимали участие уже и развитые капиталистические страны.
А вот в восьмидесятые СССР побеждал реже, в 1984 и 1988 годах… Очень интересные вещи наметились в 1989-м и 1990-м. Тогда на Международной математической олимпиаде победила Китайская Народная Республика. Впрочем, последний год своего существования Советский Союз отметил победой – вторыми опять были китайцы. Лидировавшие все следующее десятилетие, а Россия лишь к 2000 году вернется на второе место…
Впрочем, Поднебесная была лидером и в нулевые годы. России удалось победить лишь однажды, в 2007 году. В 2011 году опять побеждает Китай, в 2012 пальма первенства у Республики Корея, 2013-й, 2014-й – опять Поднебесная. Ну а сейчас в таиландском Чиангмае прошла 56-я Международная математическая олимпиада (ММО). В ней приняло участие более сотни стран со всех пяти обитаемых континентов. И итоги ее в высшей степени не радуют.
Первое место по сумме полученных баллов заняла команда США, возглавляемая руководителем с типичным для янки именем По-Шень Ло. Второе – Поднебесная. Далее целых два место взяла Страна Утренней Свежести, третье у Республики Корея, а четвертое у Корейской Народно-Демократической Республики. Вьетнам – на пятом месте. Австралия – на шестом. На седьмом – Исламская Республика Иран. И только на восьмом – Россия…
На восьмом по сумме баллов. Ни одной золотой медали, хоть и полдюжины серебряных. (Для сравнения скажем, что меньшая по размерам и куда более стесненная в средствах Украина, занявшая одиннадцатое место, получила две золотых, три серебряных и одну бронзовую медаль…) И на этом фоне совсем не утешает, что Франция – уровнем математического образования в которой восхищался в конце позапрошлого века академик Крылов – заняла лишь четырнадцатое место, а Венгрия – при социализме выигрывавшая ММО – находится на двадцатом месте. Значение имеет лишь то, что у нас, и то, что сейчас.
Обратимся к официозу. Вот сайт Президента России описывает Молодёжный форум «Территория смыслов на Клязьме». Вот слова Владимира Путина – «Мы всегда гордились нашей математической школой, и гордились по праву.»… Ну, если отнести их – семантическая многозначность естественных языков – к прошлому, то все в точно. Советскими командами на олимпиадах шестидесятых-семидесятых годов можно гордиться. И на момент распада СССР высокий уровень математического образования был налицо. Но сегодня?
Восьмое место на ММО-2015. Восемь лет Россия не выигрывала олимпиад. Сумела аж на четыре позиции уступить КНДР в успехах молодежи в математике. И это – характеристики элитного уровня преподавания математики. Ведущего начало от сверхуспешного эксперимента академика Колмогорова. С общим образованием все куда хуже – согласно результатам Программы международной оценки результатов учащихся PISA-2012 отечественный школьник en masse пребывает лишь на 34 месте в мире, сильно уступая сверстникам из Юго-Восточной Азии. («Перемены в интеллектуальном пейзаже»)
Причем Россия даже в голодные нулевые лишь дважды сползала на ММО на шестое место, а в нулевые лишь однажды опустилась до четвертого. А тут – восьмое… Забавный приговор реформам системы образования. Заботливо скрытый от внимания досточтимой публики гипертрофированным вниманием к успехам атлетов. Впрочем, еще во времена Древней Эллады, на главной площади Коринфа стояла статуя, изваянная Силанионом и воспетая Плинием. Статуя сия изображала Эпистата, борца, вошедшего в бессмертие изобретением приема «подножка»…
Но населению-то отвести глаза можно, а вот реальность обмануть еще никому не удавалось. А реальность говорит нам о страшноватых вещах. Невиданное снижение требований ЕГЭ к формально обязательному экзамену по математике приводит к тому, что данную дисциплину перестают учить – аттестат все равно дадут. Ну а когда в классе большинство не учится, у детей – даже одаренных – возникнет стремление примкнуть к этому самому валяющему дурака большинству. Да и учитель, занятый общим низким уровнем, не уделит достаточного внимания способным. Это – относительно «общего уровня».
Неважно и на «элитном уровне». Советские математические олимпиады – стройная система от школьных до всесоюзных – были ориентированы на поиск и поддержку талантов. Теперь же победа на олимпиадах дает возможность упрощенного поступления в вузы на бюджетные места. То есть – экономии денег. А везде, где речь идет о деньгах, появляется как минимум коммерциализация, не сказать коррупция. Например – дополнительные занятия по подготовке к олимпиадам, естественно платные…
На девочку, победившую на городской олимпиаде вопреки мнению учителей, полагавших, что победить должна другая, занимавшаяся у них дополнительно, педагогический коллектив смотрит как на злейшего врага… (Это даже когда девочка из вполне нормальной семьи, и возможность вправить мозги воспитанникам детских душ – мгновенно становящимися жалкими, испуганными и оправдывающимися – у ее родителей есть, ну а уж как заклюют способного ребенка из бедной семьи и думать не хочется…)
А ведь в мире хайтека вторых мест не бывает. Там ценятся лишь места первые. Самые послушливые начальству и самые прилежные (ну, про прилежных написано исключительно по причине любви к научной фантастике…), не нужны глобальной экономике и глобальному рынку, если кто-то сделал то же самое лучше или быстрее. А нас ведь подпирает не сытая и расслабленная Европа – в гонке математических знаний лидирует Восток, Азия, в которой сочетается невысокая стоимость рабочей силы с реальной прилежностью и с успехами в математике.
А математика – язык науки. Язык, поразительно эффективно описывающий естественные дисциплины. Жизненно важный в инженерном деле. И проигрывая в его знании мы неизбежно проигрываем будущее. То, что российские школьники на четыре позиции уступают школьникам северокорейским в знании математики, должно бы стать объектом внимания всего общества. Ведь отечественным ИТ и хайтеку через какое-то время будет просто негде брать кадры. Скорбное завершение истории преподавания математики, начавшейся с Навигацкой школы Петра Великого… Так что может быть высокотехнологическому бизнесу – хватает же состоятельных людей – стоит заняться организацией эффективных математических соревнований наших детей, и вернуть былые успехи? Инновации возможны только тогда, когда они ПЕРВЫЕ!