Довериться человеку, или Жизнь и смерть робота hitchBOT

Если задуматься, девять десятых всего творчества о роботах посвящено вопросу: не превратится ли наша жизнь в кошмар после того, как в неё проникнут электромеханические помощники? Иначе говоря, можем ли мы роботам доверять? Такая однобокость характерна для человека. Обычный химический шовинизм: интересы аналоговых белковых структур ставятся выше интересов (практически таких же сложных) структур полупроводниковых и цифровых. Куда реже мы задаёмся обратным вопросом: могут ли роботы доверять нам? А ведь это вовсе не праздное любопытство. Если мы планируем сосуществовать с машинами, нам придётся отвечать на него, и даже больше того — подгонять ответ под желаемый!

Внезапно именно этот непопулярный вопрос звучит сегодня в СМИ. И виной тому инцидент — трагический инцидент, иначе и не называют — случившийся на днях в Соединённых Штатах. Право, не о всяком умершем человеке вспоминают с такой теплотой, какой овеяно известие о кончине… робота hitchBOT. Это удивительное электронное создание, растерзанное и растоптанное, обнаружили в грязной подворотне — и в случившемся просматривается печальная логика. hitchBOT был инструментом для уникального киберсоциального эксперимента: попытки прощупать степень доверия, которую роботы могут позволить себе сегодня по отношению к своим создателям. И результат пока, увы, отрицательный.

hictchBOT бывает (поправка: бывал) слишком разговорчивым, но всегда можно попросить его помолчать.
hictchBOT бывает (поправка: бывал) слишком разговорчивым, но всегда можно попросить его помолчать.

hitchBOT, если вы о нём не слышали (несмотря на десятки тысяч последователей в соцсетях, он остаётся сравнительно малоизвестным), это максимально бюджетная конструкция. Его тело собрано из мусорной корзины, пластиковых шлангов и тому подобного хлама, формирующих подобие гуманоида. Несмотря на наличие «рук» и «ног», двигаться он не умеет, вся его мощь и прелесть сосредоточены в электронном мозге, светодиодных панелях и динамике с микрофоном, спрятанных в прозрачной верхней части туловища.

С их помощью hitchBOT социализируется: распознаёт речь, усваивает факты и оперирует ими (он наделён рудиментарными функциями самообучения, так что способен употреблять знания, полученные не только из внешних источников, вроде «Википедии», но и полученные самостоятельно), поддерживает беседу. Фотокамера, GPS-приёмник и беспроводная связь (сотовая, Wi-Fi) позволяют ему держать связь с центром, куда он регулярно пересылает отчёты о своём местонахождении и приключениях в пути. Работает всё это от солнечных батарей и аккумулятора, но если случается заряд обнулить, всякий желающий может подзарядить робота от прикуривателя в автомобиле или бытовой электросети.

Центр, впрочем, им не управляет. Идея hitchBOT — существующего в единственном экземпляре — с самого начала состояла в том, чтобы усадить его на обочину и заставить автостопом доехать из пункта А в отдалённый пункт Б, полагаясь только на коммуникабельность и помощь случайных встречных (отсюда, собственно, и название: hitch-hiking в переводе с английского — автостоп). Люди, естественно, интересуются необыкновенной конструкцией, предоставленной самое себе и просящейся подвезти, а её вызывающе дешёвый вид и человекоподобие дополнительно стимулируют желание помочь.

Hitchbot-3

Конечно, всерьёз рассчитывать на успех было чистой воды безумием даже в цивилизованных странах — и авторов эксперимента (группу исследователей из нескольких институтов Канады) об этом кто только не предупреждал. Однако практика показала, что положиться на человечность среднестатистического гражданина всё-таки возможно. Голосуя на обочинах и развлекая водителей беседой, hitchBOT проехал от и до Канаду, Германию, Нидерланды — и составил впечатляющий фотоальбом. Попутчикам, естественно, ничего не запрещается, так что иногда люди просто подвозят его в нужную сторону, а иногда и прихватывают с собой на то или иное мероприятие. Так hitchBOT посетил множество памятников архитектуры, поприсутствовал на спортивных матчах, концертах, свадьбах, пикниках, позировал для художника, ездил, плавал и летал, был запечатлён на бесчисленном множестве «селфи».

Попутчики относились к нему с уважением и сам он никогда их не обижал: фотографии, сделанные роботом в пути, он публиковал в соцсетях только с разрешения людей, на них запечатлённых. Заметно преобразившись за год путешествий — его голос стал разборчивей и приятней, распознавание речи лучше — к нынешнему июлю он пришёл в лучшей форме и был готов вписать ещё одну страну в список своих достижений. Да, Соединённые Штаты, которые, увы, его и сломали.

Первые дни в Стране свободы: ничто не предвещало беды...
Первые дни в Стране свободы: ничто не предвещало беды…

Американцы оказались и более любопытными, и более настойчивыми, нежели канадцы или европейцы: за две недели разъездов он продвинулся сравнительно недалеко (планировалось проехать всю страну с восточного побережья до западного). Но главное, именно здесь он в первый и последний раз столкнулся с вандалами: на днях неизвестные разбили робота, украли электронную начинку. Авторы hitchBOT, правда, настроены его воссоздать: эксперимент в целом оказался очень удачным, громким, в отличие от нашумевшего значительно менее родственного kulturBOT («старший брат» hitchBOT, разъезжающий по выставкам и пописывающий рецензии). Однако из случившегося грех не сделать выводы — тем более, что своей смертью hitchBOT доказал куда больше, чем жизнью.

Собственно, первый и основной вывод очевиден: доверять людям роботы не могут и вряд ли смогут в обозримом будущем. Отцы hitchBOT, правда, с этим не согласны и считают ответ «преимущественно положительным», но они явно выдают желаемое за действительное. Со сложной электроникой, как и с любой более-менее ценной вещью вообще, всегда одна и та же проблема: люди желают ею завладеть. Человеку свойственно тащить всё интересное, что «плохо прикручено», и нет ни малейшего повода надеяться, что со временем воровство себя изживёт. А ведь hitchBOT — ласточка робототехники будущего, того будущего, в котором машины будут предоставлены сами себе, в котором за ними не будет ходить охрана. И если кто-то покусился на непритязательного hitchBOT, легко представить, какая участь ждёт более сложные (и дорогие!) аппараты. Ждать, кстати, недолго: первый кандидат в жертвы — роботакси.

Второй вывод не столь очевиден, зато выявляет невидимую при беглом осмотре обратную связь. Поскольку, пока робот беззащитен, словно ребёнок, он будет подвергаться угрозе кражи или поломки, очевидно необходимо наделить его способностью постоять за себя. Как? Да любым мыслимым образом гарантировать, что обидчик понесёт наказание. Возможно, включать камеру, возможно, встроить оружие. Но в таком случае придётся попрощаться и с «детским» имиджем, который пока ещё роботам присущ. Робот, способный постоять за себя, по умолчанию будет вызывать иное к себе отношение, нежели нынешние беззащитные конструкции а-ля hitchBOT.

И захочет ли кто-нибудь подбросить такого из пункта А в пункт Б?..

P.S. В статье использованы иллюстрации hitchBOT, The Independent.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях