Сравнивать процессор с мозгом неверно, неэтично, неправильно, но очень практично… Цифровая техника превосходно заменяет (при условии ее сверхмассового, и в следствие этого сверхдешевого производства) многообразие бытовавших в недавнем еще технологическом прошлом устройств, пишущих машинок, магнитофонов, кинопроекторов, каталожных шкафчиков с альбомами микрофильмов и тому подобного… И теперь близится момент, когда высокоразвитый мозг (ну, речь идет о процессорных схемах в обрамлении, и об алгоритмах) сделает экономически доступным автомобили-роботы и много другое.
Роботы за рулем автомобиля накрутили уже по дорогам планеты – в том числе и общего пользования – немало миль. Демонстрируя много меньшую склонность к авариям, чем это проделывает человек. Ну, не замечен робот в том, что оставляет фуру с лопнувшим от перегруза колесом на проезжей части, рачительно сберегая от пережевывания остатки резины и диски, притуляет аварийный знак на обочине – дабы не сбили ценную вещь – в результате чего под фуру влетает десятка с тремя молодыми пассажирами, прожившими после столкновения меньше минуты…
Поэтому-то и Daimler, и Volvo, и Samsung приступили к полномасштабному тестированию своих моделей бесшоферных грузовиков – «Inspiration Truck«, Volvo Trucks и «the safety truck» соответственно. Надеясь тем самым как существенно сэкономить на эксплуатационных расходах (водитель грузовика, даже с достаточно низким уровнем образования, получает среднюю по странам Первого мира зарплату, что весьма накладно работодателям…), да еще и сохранить то, что в денежном эквиваленте не измеряется – человеческие жизни. (В нашей стране они точно не измеряются в деньгах, ибо по ОСАГО за погубленную человеческую жизнь выплатят 500 тысяч рублей, вчетверо меньше, чем при гибели пассажира автобуса, почему-то…)
А в 90% аварий, как принято говорить, виновным оказывается водитель. (Заранее знаю, что в описанном выше ДТП обвинят погибшего водителя десятки, который не выбрал скорости, обеспечиивающей безопасное движение; впрочем, опыт показывает, что мало кто из двадцатилетних это делает…) И спасти 90% из погибших в той войне, что человечество ведет с самим собой на дорогах – вещь очень благородная. (Ну, конечно не все 90% – какое-то количество происшествий сохраниться, хотя робот-водитель не пьет, не треплется по мобильнику и не красит губы за рулем.)
Только есть вот маленькое «но». Ставшие привычными уже роботы-водители от глобальных компьютерных и крупнейших автомобильных фирм очень и очень недешевы. Скажем, седан Mercedes S-Class, умеющий следовать за впередиидущим автомобилем и обнаруживать да огибать препятствия, стоит на рынке США от $94400 до $222000, и страшно подумать, во сколько он обойдется у нас, благодаря аппетитам местных мытарей.
И такая цена вполне обусловлена используемыми в автовождении технологиями. Дело в том, что автомобиль-робот для того, чтобы сформировать картину окружающего пространства, пользуется весьма разнообразными и весьма точными измерительными приборами. Это GPS-приемники, с точностью как у геодезистов. Это звуковые локаторы, сравнимые с медицинскими устройствами УЗИ-диагностики, и несопоставимо более точные, чем эхолоты торгового флота. Это лидары, лазерные локаторы, примерно как на хороших метеостанциях.
То есть – приборы сложные и выпускаемые ограниченными партиями, вследствие чего – дорогие. И – более того, приборы работающие на борту автомобиля, не всегда едущего по приличным дорогам. А перевозка сложной техники, например, наземным транспортом, считалась куда более травмирующей изделие, нежели морским или воздушным. Так что эти устройства должны исполняться по стандартам, близким к военным, а то и более серьезным – ну, сколько там проползет на гусеницах набитый электроникой танк, пока «Корнет-Э» не вспорет его броню…. А машина от скромного производителя с пробегом за две сотни тысяч верст еще уходит на трейд-ин!
Так что, цена всех этих специализированных датчиков – к тому же сложных и точных – неизбежно приводит к высокой стоимости автомобилей-роботов. А выигрыш в человеческих жизнях будет достигнут лишь при массовой, а лучшей тотальной роботизации наземных транспортных средств. Ну какой смысл – кроме дополнительного комфорта, конечно – в том, что робот будет возить и так аккуратно ездящего владельца приличной машины, если аварийность создают дешевые и старые…
И вот путь к решению этой проблемы нашла канадская фирма Magna, один из крупнейших и наиболее высокотехнологических производителей комплектующих в мире. Выпускаемые ею комплектующие можно найти под капотами самых различных машин конкурирующих между собой марок, от роскошных и экономичных (что роднит ее с производителями элементов цифровой электроники). Кроме того, Magna собирает автомобили для других производителей, не имея собственного бренда.
И вот этой-то компанией, переносящей методы постиндустриальной эпохи на управление производством классического изделия эпохи индустриальной, каким является автомобиль, и проведены интереснейшие испытания технологий беспилотного вождения, для которых не нужны лидары и сонары. Достаточно одних лишь камер, встроенных в ветровое и прочие стекла автомобиля.
Для этого, конечно, потребовалось добавить «зрительную кору». Ей мы по праву назовем алгоритмы обработки изображений от израильской компании MobileEye. Это компания специализируется на поставке автомобильных систем безопасности, которые, следя за дорогой, предупреждают водителя о препятствиях и осложнениях дорожной обстановки. Ну а инженеры Magna воспользовались этими разработками, чтобы придать функции автовождения на основе одних лишь камер автомобилю Cadillac.
В статье One Camera Is All This Self-Driving Car Needs рассказывается, о том, как эта машина испытывается на дороге I-94, к северу от города Ипсиланти, штат Мичиган. Включаемая кнопкой на рулевом колесе система обеспечивает движение автомобиля по дороге сложного профиля. Экран демонстрирует, как машина распознает полотно дороги и разметку, как обнаруживает препятствия, как отмечает расстояния до них в футах. Очень характерно, что испытания проводились не только в Европе и США, но и на дорогах Поднебесной.
Точная цена оборудования не называется, но, похоже, что речь идет о сотнях долларов при массовом производстве. То есть – уровень более чем приемлемый для массового внедрения. И, возможно – станет пригодным для первоначального, самого бюджетного, уровня робота-водителя. Сама Magna, похоже, по своей привычке, станет продавать свои изделия обладателям автомобильных брендов, самых разных. А объем выпуска позволит как снижать стоимость продукции, так вкладывать деньги в повышение ее качества.
Так что водителям грузовиков и такси – читай они «Компьютерру» – стоило бы задуматься о смене профессии. Впрочем, не только им – камера с алгоритмами, умеющими строить пространственную картину, да еще и отработанная в автомобилестроении, с его гигантской серийностью, обеспечивающей низкую цену образца, идеально пригодится и для любых прочих работ. Скажем, крановщика. Или грузчика. Или оператора станка с ЧПУ, того, кто ставит в него заготовку. Или машиниста горного комбайна. Масса дел!
Зря грустит ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о том, что у нас «слишком образованное население — две трети, если не три четверти, молодых россиян не готовы работать руками». Такие чудесные вещи, как камера от Magna с алгоритмами от MobileEye, добавляющим дешевым камерам «зрительной коры», позволят в обозримом будущем добывать и обрабатывать сырье без применения рук, как в известном анекдоте. Только вот забавно – какие продукты интеллектуального труда смогут эти самые, «слишком образованные» молодые россияне явить Urbi et Orbi? Не будут ли они обречены вечно ждать от Великого Цезаря халявных panem et circenses? Но это уже совсем другой разговор…