Должен признаться, в последние дни я потешаюсь над друзьями и знакомыми: сообщаю им, что Google сменила имя — и наблюдаю одну и ту же реакцию в виде лезущих на лоб глаз. Оно понятно: средь сонма интернет-компаний, которые когда-либо появлялись на свет, «Гугл» бесспорно самая знаменитая, если не самая успешная. Её популярность, её признание так велики, что даже имя стало нарицательным, вошло в повседневный лексикон. И вот теперь переписать его на слепое Alphabet? Они там рехнулись что ли?!
Формальная, официально объявленная причина: компания слишком раздалась вширь. Изначально бизнес строили вокруг поисковой машины, но с тех пор — а минуло уже полтора десятка лет с копейками — многое изменилось. Сегодня Google — это и поиск, и операционная система, мобильные устройства, веб-браузер, а ещё «умные» вещи (Nest), дроны (Boston Dynamics), робокары, связь (Fiber, стратосферные аппараты), даже контактные линзы и лекарство для бессмертия (Calico)…
Часть этих проектов уже приносит деньги, другие пока на стадии эксперимента, но основатели не думают останавливаться. «Двойняшки Google» (как продолжают называть Сергея Брина и Ларри Пейджа) намерены и дальше держаться той же стратегии: ставить по-маленькой на разные странные, интересные идеи, способные однажды принести жирный профит (а и не принесут, так не жалко, ведь проигрыш в каждом отдельном случае небольшой). Именно так, в конце концов, начинались и Android, и Chrome, и Google Maps, и много чего ещё.
Так вот, чтобы сделать компанию прозрачней, более понятной как самим сотрудникам, так и сторонним наблюдателям, и была основана новая. Alphabet станет логической общей крышей для всех бизнесов, которые родились усилиями гугловцев. Этакая коллекция (почти) независимых подразделений, в которой собственно поисковая машина будет только одним из бриллиантов, зато сияющим теперь чище и ярче, ибо её отделили от прочего. CEO, то есть гендиректором, станет Ларри, президентом Сергей.
Однако за формальностями скрывается куча прямых и побочных полезных эффектов. Один из главных: чистота имени. Марка Google более не будет размываться экспериментами, не относящимися к интернет-поиску. Теперь, когда вы услышите про очередную «сумасшедшую» инициативу, проводиться она будет от имени Alphabet, но не от имени Google. Отсюда и бонус номер два: чиновники и конкуренты, покушающиеся на расчленение интернет-гиганта (суть обвинений: поисковая машина, скрещенная с другими интернет-сервисами, стала слишком опасной, дающей нечестное преимущество; см. «Гугл надвое»), клацнут зубами в воздухе. Более нет нужды насильно выделять поисковую машину в отдельный бизнес, это уже сделано! Правда, не все эксперты уверены, что конкурентов такое решение устроит, но все согласны, что гугловцы сыграли умно, на опережение.
Другим полезным эффектом станет облегчение потока инноваций. В любой большой компании, постаревшей и диверсифицировавшей бизнес, возникает естественное желание не распылять усилия, сосредоточиться на «старых ценностях». И это мешает инициативе. Отделив поисковую машину от более молодых, но едва ли менее амбициозных начинаний, Пейдж и Брин гарантируют, что компания в целом продолжит активно изобретать, пусть и под новым именем.
Наконец, руководители среднего уровня получат титулы полноценных CEO, оставшись с «Гуглом», вместо того, чтобы уходить к конкурентам (весьма болезненная проблема; самый яркий пример — Марисса Мейер). А ещё взятое вне зоны .com корпоративное доменное имя (официальным сайтом Alphabet стал ABC.XYZ), как ожидается, подтолкнёт переход бизнесов из переполненного «дот-кома» в домены-генерики.
Деловая пресса, правда, теперь потешается, что Пейдж с Брином, выбирая имя для новой компании, не потрудились его предварительно погуглить. Дело в том, что Alphabet — весьма популярная торговая марка, и её популярность обещает гугловцам проблемы. Права на alphabet.com, например, принадлежат BMW (и та не собирается их уступать), то же имя используется множеством небольших компаний по всему англоязычному миру. Будет ли гугловская Alphabet скупать домены, станет ли судиться или попытаются засудить её?
Пока ни с той ни с другой стороны агрессивных действий не замечено, хоть они и были бы логичны. Google ведь, как говорят на Западе, запустила пальцы в очень многие пироги: сравнение не самое… приличное, но будьте готовы к нему, если занимаетесь и компьютерами и мобильными устройствами, автомобилями и связью, розницей и инвестициями. Двойняшки Google, впрочем, намерены обойтись без конфронтации с «однофамильцами». Подтверждено, что Alphabet станет мало известной публике логической, административной конструкцией. Это не будет самостоятельный бренд, его не будут продвигать специально — свои бренды будут развивать подразделения.
Изменения, впрочем, не будут только лишь косметическими — за сменой крыши неизбежно последует внутренняя перестройка. И не все аналитики уверены, что реорганизация коллектива, насчитывающего почти 60 тысяч голов, сделает компанию лучше. Опыт показывает, что гигантские холдинги (каковым Alphabet, по сути, и стал) редко существуют долго. Сложность управления, сложности в отношениях с акционерами заставляют в конце концов выделять их составные части в стопроцентно независимые компании. Исключения известны, как, например, Berkshire Hathaway Уоррена Баффета. Но Баффет держится подальше от робокаров и хайтека вообще (он лишь на днях «заметил», что наступил космический век), тогда как Google хайтеком кормится.
Впрочем, никто и не обещал, что будет легко, а Пейдж с Брином даже и убеждены, что в такой рисковой области должно быть всегда чуточку некомфортно. Google родилась заново. Поздравьте!
P.S. В статье использована иллюстрация Saulo Cruz.