Читать классиков интересно потому, что они обладали чудесным даром отображать на страницах книг дух времени, в котором жили, и сворачивать многообразие цивилизационных реалий в скупые строки повествований. Даже – детских. Даже – сказок. И лауреат трех Сталинских премий, граф Алексей Николаевич Толстой, даром этим наделен был сполна – убедиться в этом можно сняв с полки синенький томик со сказками и рассказами для детей.
Вот, скажем, «Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме» (1929) – из него можно было узнать, что двухламповый сверхрегенеративный радиоприемник можно было употребить и в качестве радиопередатчика, вполне пригодного для нужд радиохулиганства. Которое государством еще не отслеживалось и не пресекалось (ну, помните, может быть, был такой свободный интернет, Лурк скажем…) и возмездие Ваське Табуреткину наступало от когтей рыжего и кривого подзаборника Хама.
А вот в более известном «Золотом ключике…» воплощен цивилизационный дух индустриальной эпохи. Шарманщик папа Карло продает свою единственную старую куртку, чтобы купить Буратино азбуку. Он надеется на то, что деревянный мальчик станет благоразумно ходить в школу, обзаведется образованием и аттестатом, и в конце концов обретет квалифицированную и хорошо оплачиваемую работу. В книжке дело пошло несколько не так – разум, заключен он что в животном, что в полене, склонен шкодить, но сути это не меняет…
Причем присуще это было всем странам, совершающим индустриальный переход. Поклонники достоинств коммунизма, как и любители возмущаться беспрецедентными ужасами отечественной истории, не должны забывать, что речь идет всего лишь об одном из возможных способов перехода от постфеодального к постиндустральному обществу… А в индустриальном обществе любой страны было одно и то же. Люди приходили из деревень на заводы. Их дети при наличии способностей получали становящееся все более массовым высшее образование, и несколько лучше оплачиваемую работу.
Причем общепринятым – хоть ниоткуда и не вытекающим – было мнение, что так будет всегда. Квалифицированной работы, требующей образования, будет становиться все больше, и платить за нее станут все лучше… Только вот мнение это – как и любое, не опирающееся на законы природы – оказалось ошибочным. И показывает это нам былая Мастерская Мира, ныне довольствующаяся статусом Непотопляемого авианосца США у брегов Европы и резервного, хоть и крайне влиятельного, финансового центра.
И вот в ее системе образования – также являющейся одним из важнейшим источником доходов Британии, каждая клептархическая семья, на любых меридианах и широтах, озабоченная нынешним статусом и будущим наследников, не только купит островной замок с приведением, да спортивную команду, но и непременно пошлет отпрысков в английские частные школы и колледжи старинных университетов при мостах и бродах, наблюдаются забавнейшие процессы, о которых говорит нам интересная статья – Over half of over-qualified UK graduates are working in a job ‘that does not require a degree’, new report finds.
Оказывается, на рынке рабочей силы Британии пошли очень и очень интересные процессы. Согласно докладу, который подготовил Chartered Institute of Personnel and Development (CIPD), Королевский институт персонала и развития, более половины высококвалифицированных британских работников, 58,8% точнее, трудятся на должностях, которые отнюдь не требуют дипломов в ученых степеней… Вот так!
Это когда-то, в девяностые, бумажная «Компьютерра» иллюстрировала статью автора картинкой, на которой пацан, показывая на торговок газировкой и пирожками, говорит приятеля стишок «А у Тани и у Веры обе мамы инженеры»… Но тогда в России шла ломка социально-экономического строя. А Британия-то обошлась без революций, во всяком случае со времени Славной, хоть английский социализм начудил изрядно… И – такой конфуз. Учишься там, карьерные виды имеешь, берешь заем на учебу, ибо социалистическая халява уходит в прошлое, а трудиться-то придется на такой должности, для занятия которой от века хватало стажировки.
Того, что в наших краях издревле называлось «заплечным обучением»: стоишь за спиной, опытного работника, запоминаешь, что он делает, потом воспроизводишь сам… Этого достаточно для большей части той работы, что людям с образованием может предложить экономика Соединенного Королевства. И это в высшей степени забавно и поучительно!
Нам всем, и стране в целом, и каждому в отдельности, предстоит искать себе ниши на глобальном рынке. Кто не найдет – тому будет неважно… Кстати, ниши такие образуются – вот, скажем, дешевеющий рупь уже сбил с индийского рынка французский истребитель Rafale (Rafale proposal ‘effectively dead’ as Dassault bid not cheapest). Сумеет ли «Сухой» протолкнуть свои подешевевшие машины на его место, или индусы заполнят вакантное место своими разработками, дело уже другое, главное шанс появился…
Но это – деньги государства, сколько там перепадет работникам при самом успешном ходе дел, сказать трудно… А вот какие ниши существуют и будут существовать для малых и средних бизнесов, для инженеров? Куда стоит прикладывать свои усилия? И вот тут хочется предложить один из вариантов – заняться тем, что замещает труд живых низкоквалифицированных людей. Тех самых, которым для работы достаточно стажировки или заплечного обучения.
Почему следует такой вывод? Да потому, что на такой труд есть вполне платежеспособный спрос на довольно жирненьком рынке труда Британии (вон, как рвутся на остров Джона Буля нелегальные иммигранты, превращающие в ад жизнь уютненького десяток лет назад Кале). Именно это следуют из вышеприведенного отчета. Это – первое, что надо иметь в виду.
Второе – это то, что интеллектуальный труд успешно автоматизируется и без нас. Давайте смотреть правде в лицо – в обозримом периоде в России ни один бизнес не сможет вложить, например, в биоиформатику столько, сколько IBM вложила и вложит в своего доктора Watson-а (Сколько платят за учебные пособия для доктора Watson-а?). А, следовательно, и получить на выходе сравнимые результаты. Но ведь врачами номенклатура специальностей не ограничивается – есть такие вечные ремесла, как «Обжарщик пищевых продуктов» и «обкатчик клюквы»…
И вот автоматизация каждой из таких специальностей будет вполне перспективным делом. Которое можно реализовать самыми разными путями. Например, специфическим железом для робота-плотника и робота-столяра. Или программным обеспечением, превращающим Каштанку в человекаробота-плотника в робота-столяра… Естественно, и железо и софт бессмысленно создавать с нуля – все необходимые узлы и системы будут по мере появления доступны с глобального рынка.
Почему гигантам целесообразно вкладываться в роботов-врачей? Да потому, что люди в целом одинаковы… Болезней много, а здоровье одно, как говорил один писатель-фантаст. А вот рабочих профессий много. Поглядите Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и убедитесь в этом сами… И на замещении каждой такой профессии рабочих и служащих можно будет заработать конкретные деньги. И Россия одна из немногих стран, где в полной мере был профессиональный опыт индустриальной эпохи. И его сможет утилизировать малый и средний бизнес.
Конечно, при надлежащем подходе к делу… А вот что запомнить стоит всем – индустриальная эпоха кончилась навсегда, хоть порожденные ей мифы и иллюзии еще живы. И отношения людей в эпохе постиндустриальной – как бы они не маскировались иллюзиями прав человека, всеобщих выборов и бизнеса в стиле фанк – будут определяться беспощадными законами экономики и производственными отношениями. Которые будут отображать достигнутый уровень развития производительных сил, то бишь развития технологий