Легендарная «гиперпетля» Илона Маска, обещающая революцию в пассажирском транспорте, перестаёт быть фантастическим проектом. Начать её строительство в Калифорнии инженеры Hyperloop Transportation Technologies планируют уже в следующем году при поддержке двух крупных компаний.
Когда два года назад основатель SpaceX представил очередную революционную идею, большинство сочло её слишком смелой. Казалось очень рискованным поместить людей в капсулы и отправить их в путешествие по вакуумной трубе как пневмопочту. В августе 2013 года Маск даже сдался под давлением общественности. Тогда он сказал, что слишком занят другими делами и готов преобразовать Hyperloop в общественный проект.
Интерес к нему проявил фонд JumpStartFund, сочетающий идеи краудсорсинга и краудфандинга для реализации сложных технических задач. Им была образована компания Hyperloop Transportation Technologies (HTT), которая на сегодняшний день уже объединила команду из четырёхсот человек. Большинство из них – профессиональные инженеры, работающие в NASA, Boeing, SpaceX и других крупнейших организациях. Развитию «гиперпетли» они уделяют свободное время, рассчитывая в будущем обменять свой вклад на доходные акции.
Такая схема станет возможной, когда HTT завершит преобразование в открытую акционерную компанию в конце этого года. По предварительным оценкам публичное размещение акций принесёт около $100 млн. В начале следующего уже планируется начать строительство опытного участка протяжённостью около восьми километров. «Постройка участка длиной пять миль продемонстрирует реалистичность проекта Hyperloop. По этой дороге смогут перемещаться реальные пассажиры, а акционеры начнут получать реальную прибыль», — комментирует генеральный директор HTT Дирк Альборн (Dirk Ahlborn).
Пневмотруба пройдёт вдоль автомагистрали I-5. Она станет важной частью высокотехнологичного городка Quay Valley, который компания GROW Holdings
планирует возвести на участке между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом. Общая площадь Quay Valley превысит три тысячи гектаров, а численность населения – пятьдесят тысяч человек. По замыслу он будет полностью покрывать свои энергетические потребности за счёт возобновляемых источников и станет примером для городов будущего.
Солнечные панели, Hyperloop и электромобили помогут жителям постепенно отказаться от сжигания углеводородного топлива. Дальнейшие планы пока остаются в точности такими же, как их представил Илон Маск в августе 2013 года. Утверждается, что по трубам Hyperloop путь из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско займёт около получаса. Разумеется, разгон и торможение будут достаточно плавными, поэтому достичь заявленных скоростей на опытном участке не получится.
«В Quay Valley мы создадим общество, основанное на экономической, экологической и социальной стабильности. Избавление людей от автомобильного рабства станет одной из главных целей. Мы считаем, что Hyperloop будет идеальным транспортом для города будущего», – сказал в своём выступлении генеральный директор GROW Holdings Куэй Хейс (Quay Hays).
На прошлой неделе HTT объявила о партнёрстве с крупнейшим немецким производителем вакуумного оборудования Oerlikon Leybold Vacuum и американской компанией Aecom, имеющую большой опыт оказания управленческой поддержки сложных технических проектов. Oerlikon создавала вакуумные технологии для CERN и участвовала в создании БАК. «Я не думаю, что возникающие при строительстве [гиперпетли] cложности будут значительными по сравнению с проектами, которые уже реализованы, – сказал директор по развитию бизнеса Oerlikon Карл Брокмеер. – С технической точки зрения это посильная типовая задача. Нас привлекали для решения куда более сложных».
Поначалу Брокмеер считал, что некоторые сложности будет представлять удержание проекта в рамках заданных ограничений – в первую очередь, энергопотребления и стоимости. Однако его мнение изменилось после первичной экспертизы, которую провели пять инженеров компании. «Вы будете удивлены, как мало требуется энергии для поддержания нужного давления, – комментирует он отчёт, отказываясь называть точные цифры. – По нашим расчётам «гиперпетле» хватит энергии солнечных батарей и ветряных генераторов, которые и так будут построены в Quay Valley. Это одна из причин, по которой мы подписали контракт».