Пройти по городу пешком, под забрызганной желтизной зеленью позднего лета очень приятно и поучительно. Поучительно тем, что по массово отдаваемым в аренду лавкам на первых этажах жилых домов хорошо видна правдивость местной статистики, говорящей о тот, что «Оборот розничной торговли сократился на 7,9% к 1 полугодию и составил 118,2 млрд рублей». То, что можно встретить в ряд несколько пустующих магазинчиков «разливного пива», подтверждает верность слов о том, что «На 20,8% сократилось производство пива».
А вот в промышленности – благодаря исторической, в песни вошедшей специализации – картина совсем иная. «Как отметил министр экономического развития Тульской области Григорий Лаврухин, индекс промышленного производства нашего региона с начала текущего года составил 123,3% – 1-е место в ЦФО и 3-е место в РФ. Крометого, объём отгруженной продукции увеличился на 25,1% по сравнению с 2014 годом, и по темпу роста область заняла 1-е место в ЦФО и 14 место в РФ.»
И сдерживает рост промышленного производства нехватка квалифицированных кадров, о которой стонут директора заводов. Но в чем дело-то – казалось бы, должна наблюдаться полная гармония. Высвобождающиеся работники торговли, и прочий офисный планктон, должны переодеваться в спецовки, повязывать патлы косынками в соответствии с требованиями техники безопасности, и вливаться в дружные заводские коллективы. Так, как когда-то, в индустриализацию, делали это парни и девки приходящие из деревень. Сначала выдавливаемые безземельностью, потом выгребаемые комсомольским призывом.
А не происходит этого… И – не произойдет. Почему? Да по очень простой причине. Неспособны продавцыменеджеры торговых залов, экономисты, юристы к работе в цеху. Несмотря на всеобщее среднее образование, и до абсурда распространенное образование высшее. Дело в том, что знания и навыки человека делятся на две очень разных группы. Декларативные – те, которые можно передать речью, устной или письменной, или математическими формулами. И процедурные – которые должны выражаться в последовательности действий.
Ну, скажем, декларативные – это глубокое знание правил игры в футбол (весьма символично, что составлены они были в Кембридже), а процедурные – непосредственный навык пинания кожаного мяча в соответствии с этими правилами. Ну, или декларативные знания –это знание слов песни и ее нот, ну а процедурные – умение эту самую песню спеть, да ток, чтобы за душу взяло. Различия понятны и просты…
И точно так же дела обстоят и в производстве. Работа в соответствии с технологиями традиционного аграрного общества требовала вырабатываемых с раннего детства процедурных навыков – попробуйте поработать косой, и легко убедитесь в этом. Еще больше их требовали ремесла, и еще больше заводские цеха… Поэтому-то столь большими проблемами и сопровождались ранние, ускоренные этапы индустриализации. Годы ученичества нужны и для овладения процедурными знаниями, необходимыми для полноценного труда. И знания декларативные тут полезны, но не взаимозаменяемы.
И так было даже в индустриальную эпоху, с ее относительно стабильной номенклатурой продукции, и с огромным резервуаром хоть и малоквалифицированной, но неизбалованной и привычной к крестьянскому труду от зари до зари рабочей силой. Да и то проходили годы, пока на плоды труда новых работников можно было смотреть без слез… А нынешние сидельцы и сиделицы прогоревших лавок слабосильны да избалованы, хотят наслаждаться всеми дарами нынешней постиндустриальной цивилизации, так что идея брать их и учить долгие годы представляется малопродуктивной, как нынче принято говорить…
Но предоставим размышления об их участии политикам. И тем, кто грезит о решении всех проблем путем возрождения былой империи (хотя все нынешние технологии требуют не имперских, а глобальных рынков…). И тем, кто полагает, что в истинно независимых государствах все вышеизложенные проблемы решаться неким волшебным образом (на совсем узком рынке, своих-то никто не отдаст…). Ну а сами поговорим об адекватных тружениках информационной эпохи, о роботах.
Дело в том, что нынешняя фаза информационной эпохи в куда большей степени приспособлена к хранению и передаче знаний декларативных, чем процедурных. О новой гипотезе Стивена Хокинга, предположившего, что информация не исчезает в черных дырах, а или замораживается на горизонте событий, или транслируется в другие вселенные, можно прочесть с экрана телефона, присев под деревом – Stephen Hawking: ‘If you feel you are in a black hole, don’t give up. There’s a way out.’
А вот простейшее дело – управление автомобилем, которым с легкостью овладевает подросток (старайтесь как можно раньше посадить ребенка – без различия пола – за руль…), для своей автоматизации требует многолетних усилий гигантов автомобильного и информационного мира. Да и то, пока что далеко от полноценного внедрения… (Да, если оно произойдет, управление автомобилем превратиться в спортивное упражнение, вроде конкура, но, знаете ли, достаточно использовать совсем мелкую часть ядерных арсеналов, чтобы технологическая цивилизация отлетела на век назад…)
Так что передача роботам процедурных знаний представляет одну из ключевых проблем современности. Ведь даже в высшей степени полезный робот-пылесос, хоть и умеет убираться вверху шкафов, не падая с оных, существенно уступает по возможностям совсем неграмотной уборщице из горного аула. А пылесос-то сделан гигантом мира информационных и прочих технологий! Да, универсальные аппаратные средства, копирующие или эмулирующие человеческую моторику, в ближайшее время появятся. И при наличии спроса не будет проблем с налаживанием их массового выпуска по приемлемым ценам. Но вот как учить этих роботов работать?
Ну, возможен путь программирования этих машин для исполнения той или иной операции. Примерно так, как программируют станок с ЧПУ. Возможно обучение робота путем наблюдения за работой живого специалист, эдакое «заплечное обучение» – но тут возможны трудности, и рабочие органы и их кинематика у роботов скорее всего не будут идентичны людским… Но есть и еще один путь – научить робота извлекать процедурные знания из декларативных. О нем рассказывает статья – Robots Learn to Make Pancakes from WikiHow Articles.
Говорится в ней о том, как германский робот PR2 учится печь блинчики и всякие там прочие пиццы (робот-повар привлекает меньше внимания, чем робот-киллер, хоть он и много полезнее – еда человеку нужна каждые несколько часов, а вот порешить его достаточно однократно…). И робота этого никто не программирует – он сам ищет информацию в кулинарной базе проекта WikiHow. Посмотрите, как это у него получается в кухонном интерьере.
Такие забавные упражнения являются частью крупного европейского проекта под названием RoboHow. Суть его – в формировании новых подходов к обучению роботов. Подходу, при котором машину не надо будет программировать, а достаточно сказать ей, что сделать. Необходимую информацию она извлечет из компьютерных баз, преобразует в результате самообучения в свои процедурные навыки, да еще и сохранит их в машиночитаемом виде в базе данных openEASE, где ими смоет воспользоваться, облегчая жизнь себе и хозяину, другой дружественный робот.
Пока это всего лишь один из экспериментальных подходов, направленных на решение весьма затруднительной для нынешних роботов задачи самостоятельного манипулирования объектами физического мира. Но, возможно, именно благодаря таким подходам роботы овладеют рабочими профессиями куда быстрее и лучше, чем теряющие работу лавочники или притекающие в Европу немыслимыми количествами беженцы?