Самыми дорогими ошибками цифровой техники до сих пор были ошибки в космической индустрии. Оно и понятно: что сравнится с космосом по тяжести последствий, по стоимости исправления? Теперь этот, казавшийся незыблемым, рекорд побит. Побит на земле и вообще одной из самых приземлённых, обыденных технологий. Компания Volkswagen AG уличена (и призналась) в манипуляциях с дизельным двигателем на некоторых своих автомобилях. И хоть, в отличие от космических, этот «дефект» внесён умышленно, он тоже безусловно был ошибкой — потому что стоить титулованной, с богатейшей историей, компании может не просто имиджа, а и жизни. Да что VW, под ударом и другие автовендоры, и целый новый, так много обещавший, класс двигателей!
Хоть краем уха вы наверняка уже слышали об этом скандале. Но, поскольку данные продолжают поступать, я рискну изложить всё с самого начала. Не судите строго и, если обнаружите что-то, отличающееся от слышанного вами — милости прошу в комментарии. Так вот, суть в том, что в конце прошлой недели Агентство по охране окружающей среды Соединённых Штатов Америки (EPA) обвинило немецкий автогигант в использовании (цитата) «мошеннического устройства» для подтасовки результатов проверки некоторых двигателей на чистоту выхлопных газов. Речь, насколько известно сейчас, идёт о пяти моделях автомобилей, продающихся (в том числе) на американском рынке с 2009-го года по сегодняшний день: Jetta TDI и Jetta Sportwagen TDI, Passat TDI, Golf TDI, Beetle TDI, а также нескольких поколениях Audi A3 тоже с индексом TDI.
Всё это дизельные машины, а «TDI» в названии указывает на используемую в них современную технологию впрыска топлива (Turbocharged Direct Injection). Впрочем, судя по имеющейся информации, провинилась не собственно TDI, а некий особый механизм «интеллектуального» цифрового управления впрыском, применённый конкретно на двигателях серий EA 188, 189 и 288, устанавливаемых на перечисленных моделях авто. VW утверждала, что, тонко управляя подачей топлива, она смогла радикально улучшить характеристики своих дизелей — в частности, сделав выхлоп намного чище обычного. Компания гордилась достижением: в рекламных проспектах она называла такой движок «Чистым дизелем» (по состоянию на утро четверга, соответствующая официальная страница с сайта VW удалена). Но, помимо маркетинговых преимуществ, чистота выхлопа была необходима ей и для того, чтобы её автомобили пустили в США — где экологические требования к дизельным аппаратам сравнительно строги и продолжают ужесточаться.
И сколько-то лет всё шло хорошо: звёзд с неба VW в Штатах не хватала, но в сегменте дизельных легковушек была одним из первых игроков. Пока, примерно год назад, некая независимая научная группа не провела собственные дорожные испытания вышеупомянутых машин и не обнаружила несоответствие заявленных характеристик реальным (в частности, по оксидам азота). Реальные показатели были неожиданно плохими: концентрация вредных веществ в отработанных газах порой в десятки раз превышала стендовые и сильно выбивалась за установленную регулятором максимальную планку.
Тогда, впрочем, скандал удалось предотвратить. Дело хоть и пошло «выше», но не было обнародовано: VW сообщила регулятору, что нашла причину (кажется, баг в контроллере движка) и пообещала его устранить, для чего отозвала полмиллиона машин. Увы, повторная проверка в нынешнем году, показала, что выхлоп как был, так и остался грязным. И, видимо, устав бодаться с производителем (который находил новые и новые отговорки: то температура теста не та, то ещё что-то не так, как надо), EPA предала дело огласке.
Как именно инженерам VW удалось сделать то, что они сделали, и по сей день доподлинно неизвестно. Вся надежда на грядущие расследования и суды, которые, конечно, прояснят технические нюансы. Пока же ясно вот что. «Провинившийся» контроллер умеет определять, когда автомобиль едет по настоящей дороге, а когда стоит на испытательном стенде. На стенде (который, вероятно, распознаётся по неподвижным задним колёсам, особенностям поведения руля и педалей) он переводит двигатель в особо чистый, но не самый экономичный и не самый мощный, режим. На обыкновенной дороге этого, естественно, не происходит. Сделано ли это умышленно? Наверняка. Хоть и трудно представить, что легендарный производитель решился на такую подлость, но не случайная же это ошибка! Уж очень нетривиальное, хитрое решение. Сама VW проблему признала, но о причинах пока молчит — наняла сторонних проверяющих.
Что дальше? Автовладельцам, к счастью, ничего не грозит: оксиды азота хоть и опасны, но больше для окружающей среды, то есть в глобальном масштабе, нежели непосредственно для водителя и пассажиров — как было бы, например, в случае с дефектом в системе зажигания или подушках безопасности. Так что на «грязных» авто американцы смогут продолжить ездить, перепродавать, но в какой-то момент их, вероятно, отзовут для починки. Автосалонам сложней: до исправления дефекта они не имеют права отпускать стоящие на складах автомобили. Но хуже всего придётся самой Volkswagen. Ей необходимо удалить выявленный «баг», а для этого, как вы понимаете, недостаточно только убрать мошеннический кусок кода в прошивке контроллера — надо ещё как-то сделать двигатель приемлемо чистым!
И тут вариантов всего два. Либо (софтверно) заставить дизель всегда работать в максимально чистом режиме, но смириться с уменьшенными мощностью и (вероятно) увеличившимся расходом, чем, конечно, будут недовольны покупатели. Либо (аппаратно) привести чистоту выхлопа в соответствие с требованиями законодательства, например, поставив дополнительный каталитический фильтр — но это обойдётся в тысячи долларов расходов на каждую машину для производителя, плюс некоторый неприятный новый источник расходов для владельца (есть опасение, что добиться приемлемой чистоты выхлопа без добавления мочевины не удастся). Сторонние эксперты склоняются к последнему варианту. И VW, похоже, тоже: она уже зарезервировала из выручки этого года 7 миллиардов долларов для решения проблемы — и считается, что это только начало.
Начало — потому что, кроме устранения брака, обязательно будет ещё и судебная тяжба с регулятором и покупателями. Официальные Штаты от VW устали: за последние сорок лет компанию уже в третий раз уличают в подлоге и теперь, как ожидается, штраф может быть очень серьёзным — называется цифра в районе 30 тысяч долларов за автомобиль, что в сумме даёт $18 миллиардов. Акции VW уже отыграли вниз даже больше (капитализация компании меньше чем за неделю уменьшилась на треть), потому что и покупатели наверняка подадут свои иски или присоединятся к уже поданному коллективному — за введение в заблуждение и тому подобное. Бродит слух, что подешевевшую VW могут поглотить и/или расчленить конкуренты.
Но и это ещё только завязка. Увы, кроме Америки, есть ещё Европа, Азия, Россия, где дизельные легковушки намного, намного популярней, чем в США. Во вторник VW уже подтвердила, что в общей сложности «дефектный» софт установлен на 11 миллионах (!) автомобилей, которые, вероятно, тоже придётся отозвать для ремонта. В результате Европа на ушах. В Германии, уж извините за такое выражение, шухер по полной программе: автоиндустрия — чуть ли не кормилица страны, VW называют главной компанией государства (с государственным участием!), а имиджем высокотехнологичной державы, ухитряющейся заботиться о человеке и окружающей среде, немцы реально гордятся. Так что историю комментирует лично Меркель. Италия, Швеция, некоторые другие страны планируют или организовали свои расследования. Просыпается Азия: в частности, проблемой озаботились власти Южной Кореи. Котировки акций автогигантов (неужто у одной VW рыльце в пушку?) валятся повсеместно. Коснётся и нас, поскольку мы составляем значительную часть продаж VW, а также производим и в скором будущем планируем экспортировать её технику.
И вот что примечательно: в отличие от Штатов, которых, похоже, и в самом деле беспокоит качество выхлопа, всех остальных заботит другое. Требования к дизелям в Европе и России значительно менее строгие, а методики тестирования отличаются от американских, так что не факт, что даже в «грязном» режиме двигатели VW нарушат нормы ПДК. Паника, царящая здесь, питается самим фактом того, что производителю удалось обвести вокруг пальца стольких проверяющих. Как можно быть уверенным, как гарантировать, что и другие вендоры не воспользуются «тёмной силой» цифровых решений для сокрытия своих грязных делишек?
В прошивках встроенных компьютеров, как выясняется, ничего не понимают не только посторонние, но даже главы компаний, которые разработку вроде бы должны контролировать. Да ведь и не заглянешь туда: вход запрещён, цифровые секреты охраняются техникой и законом! До сих пор эта проблема волновала только автовладельцев и самодельщиков (см. «Не влезай, убьёт!»). Может быть теперь, когда стало ясно, какой головной болью для всего общества она способна обернуться, внутренности «умных» вещей заставят делать чуть более прозрачными?