Вам случалось попасть в давку? В настоящую — такую, что ни вздохнуть, ни охнуть? Мне один раз довелось. В советском ещё детстве, в кинотеатре, единственном на огромный район, куда по выходным стекалось невероятное количество школьников. В зал пускали по звонку и вышло так, что я оказался почти у самой двери. Когда её — маленькую — открыли, задние ряды весело поднажали, а у меня потемнело в глазах, и сделать вздох, и сказать что-либо я смог только когда меня внесло в зал с людским потоком. Было очень страшно, и теперь я живо представляю, что чувствуют люди, оказавшиеся в подобной ситуации: паника, беспомощность. Что ж, давка — одно из древнейших бедствий, преследующих человека, и тем удивительней, что случается оно не по разу за год, а поделать мы ничего не можем. Но вот не можем ли?
Вы слышали уже о трагедии, произошедшей на прошлой неделе в Саудовской Аравии. 24 сентября близ Мекки, на одной из церемоний Хаджа, в давке погибло свыше семи сотен человек и ещё больше было изувечено (несколько недель спустя назовут точную цифру: 1621 погибший). Как это случилось, в принципе, известно: на улице пересеклись две толпы паломников, шедших, вероятно, чуть быстрее, чем нужно — все торопились сделать свои дела до дневной жары. И, как это часто бывает, не было никакого явного сигнала, никакой формальной причины к началу убийства. Просто улица оказалась слишком узкой для такого количества людей. В результате передних уже давили, а задние ещё и не подозревали ничего — и люди падали как костяшки домино, задыхаясь и ломая кости. Видеозаписей, запечатлевших само случившееся, не опубликовано, но есть множество страшных роликов, зафиксировавших последующие часы: врачи, носилки, ряды и ряды тел на асфальте…
Кто виноват? Пока не решено. Очень даже может быть, что конкретного виновника отыскать так и не удастся. Есть версия, что местный принц, перекрывший со своим бесстыдно большим эскортом соседнюю улицу, заставил один из людских потоков двинуться не по тому маршруту, что и стало первопричиной. Но эту версию продвигает враждебный саудитам Иран, так что не стоит принимать её сразу. Может быть кто-то из паломников банально перепутал маршрут и двинулся не в том направлении, в котором ему предписано распорядком.
А в Мекке строго. Ислам отдаёт для паломничества к главным святыням всего пять дней в году — и ещё недавно здесь собирались за раз до 3 миллионов человек. Понятно, что принять такое количество людей древний город в оригинальном виде был не в состоянии. Поэтому Мекку и пригород значительно модернизировали: сегодня Хадж проходит по продуманному до мелочей, со сложной многоуровневой архитектурой, маршруту. И всё равно число принимаемых паломников приходится ограничивать, так что очередь для желающих растягивается на годы. И всё равно плотность человеческой массы в дни Хаджа в некоторых местах близка к 6 персонам на квадратный метр. Между тем математика тут простая: уже 4 человека на метр чреваты давкой и трагическими последствиями.
Оказаться в такой толпе ещё не означает обязательно погибнуть. Толпа может вести себя спокойно. Но это уже — риск. Потому что, даже без видимой причины, толпа способна чрезвычайно быстро перейти от спокойного состояния к возбуждённому — и вот тогда плотность даст о себе знать. В давке человек гибнет не от классической асфиксии (повреждения дыхательных путей), а от компрессионного удушья: это когда в результате сильного сжатия нарушается кровообращение и возникает тот самый эффект «паралича». Нажмите ещё сильней — и будут травмированы внутренние органы, сломаны кости. К этому моменту, впрочем, люди обычно на ногах уже не стоят: они падают друг на друга и под ноги бегущим, и тяжесть увечий усугубляется. Результат всегда один: множество погибших, ещё больше пострадавших, полная беспомощность участников и очевидцев.
Но почему, чёрт возьми, обуздав атом, мы не в силах обуздать человеческую природу? Что мешает не допустить давку? Ведь вроде бы это так просто: дать однородной массе команду застыть и — всё? А мешает, помимо естественной животной склонности к панике (стадный инстинкт!), контринтуитивность, парадоксальность происходящего в толпе в такие минуты. Сделать это наглядным, понять, помогает симуляция. Компьютерные модели многосоттысячной толпы — штука весьма ресурсозатратная, потому что для полноценной имитации мало представить человека «частицей», необходимо смоделировать и вероятное поведение: учесть поле зрения, логику движения, физические способности, взаимодействие с препятствиями на пути. Этим, конечно, занимаются (см., к примеру, здесь) и вот что бросается в глаза в первую очередь.
Толпа выглядит однородной, но это ложное впечатление. Каждый её участник на самом деле исходит из своей, и весьма ограниченной, информации о происходящем. Что, в свою очередь, приводит к тому, что далеко не все следуют общему направлению движения и цели. Таким образом управлять толпой лучше максимально простыми командами, универсальными для всех. Потом, симуляция показывает, что наиболее опасные места вовсе не там, где они нам обычно мнятся. Центр, как правило, движется, зато — взгляните на симулированную толпу в динамике — зоны максимального напряжения возникают близ предметов, ограничивающих проход: стен, барьеров, узких выходов (вот, кстати, почему двери из помещений всегда должны открываться наружу). Нам кажется естественным жаться к стене, избегая давки, но именно там мы больше всего рискуем быть раздавленными.
Наконец, действия индивида, попавшего в давку, противоречат нравственным нормам, с детства вбиваемым нам в голову обществом. В критические моменты (в частности, упав), необходимо быть жёстким и использовать тела соседей, чтобы подняться — возможно, ценой их собственных жизней. Здесь работает инстинкт, а не воспитание — о котором на секунду, возможно, лучше забыть…
Короче говоря, оказавшись в критической ситуации, толпа склонна вести себя неправильно и вряд ли подчинится чьим-то приказам. А потому лучший способ избежать трагедии — не доводить ситуацию до критической. Саудовскую Аравию в этом смысле упрекнуть не в чем. За последние годы она истратила эквивалент десятков миллиардов долларов на модернизацию святых мест: устроены многоуровневые переходы, разведены разнонаправленные улицы, и т.п. Всё это помогает управлять толпой против её воли, незаметно — направляя людские потоки в нужные стороны. К сожалению, как показывала и продолжает показывать практика, этого недостаточно. Каждые несколько лет во время Хаджа происходит очередная большая давка, в которой гибнут десятки и сотни человек, иногда тысячи. Необходимо свежее решение. И оно видится таким: перейти от управления толпой к управлению каждым её элементом.
До недавних пор реализовать это для пёстрой, многонациональной лавины паломников казалось, да и было, невозможным. Сегодня необходимые технологии есть — и схемы уже прорабатываются. Упрощая, идея сводится к тому, чтобы нацепить на руку каждого посетителя «умный» браслет, имеющий постоянную двустороннюю связь с координационным сервером. Сервер отслеживает перемещения людских масс и предвосхищает опасные ситуации: как только симуляция следующих минут показывает опасность возникновения давки, некоторым участникам движения отправляется сигнал — например, замедлить шаг. Вот и всё. Плотность по-прежнему велика, но опасность выхода ситуации из под контроля устранена.
Дорого? Да, дорого и очень сложно: речь всё-таки о сотнях тысяч приёмопередающих устройств, сконцентрированных в весьма ограниченном объёме пространства. Ни сотовая связь, ни беспроводные сети в существующем виде для такого непригодны. Но учитывая суммы, уже потраченные на модернизацию Мекки, идея не кажется невозможной. Да ведь и говорим мы о человеческой жизни.