Октябрь. Самое время подумать, кем быть. Особенно, если учишься в выпускном классе. Или дети учатся в выпускном классе. Или внуки.
Времени впереди достаточно, чтобы решить без спешки, сделать научно обоснованный выбор. А потом и следовать этому выбору. Можно посмотреть фильм «Ленин в Октябре». Можно записаться на подготовительные курсы, очные или заочные. А если позволяют средства, заниматься с репетиторами. Конечно, помимо средств нужны и сами репетиторы, желательно преподаватели академий и университетов. Но если выпало жить в провинции, даже не в губернском городе, а в уездном, выбирать особо и не из кого. Ничего, и уездные города дают стране успешных граждан. Иной провинциал придёт в столицу вместе с рыбным обозом, а потом его именем университет нарекают. Или пароход. Или галантерейный магазин, что тоже неплохо.
Хотя знающие люди говорят, что думать о профессии нужно прежде. Классе в седьмом, восьмом, когда у человека уже сформировались и способности, и потребности. А оставшиеся школьные годы способности развивать и шлифовать, потребности приводить в соответствие со способностями. Или выискивать способ ввести поправочный коэффициент потребностей. Если хочешь работать в опере, а нет ни голоса, ни слуха, можно стать ассистентом осветителя, помощником машиниста сцены или красильщиком без опыта работы. Для начала. И дальше работать над собой.
Но, прямо скажем, людей, точно знающих собственные желания, не так уж много. Процентов пять от общего числа в каждой группе, начиная с детского сада и кончая пенсионерами. Остальные же более полагаются на случай. Везение или невезение. Стремнины, водовороты, омуты и водопады личной реки жизни нечувствительно приведут Куда Нужно. Правда, бывает, и часто бывает, что реку перегородят плотиной, и вместо оперного театра «ты с вершины будешь прыгать, ты машины будешь двигать», но почему бы и нет? Если таково веление времени, партии и правительства, можно и попрыгать.
Однако всё же хочется знать, в какое море или океан впадает река. Одно дело – в Ледовитый океан, другое – в Индийский, и совсем третье – в Аральское море. Печально вдруг оказаться в пустыне со звучным названием Аралкумы.
Чтобы в пустыню не попасть, желательно представлять, что будет через десять, двадцать, а то и тридцать лет. Ведь юноше, обдумывающему житьё, через тридцать лет будет всего сорок пять, кем работать тогда, чем заниматься?
Слушать прогнозы аналитиков? Ну, давайте вспомним, куда звали аналитики тридцать лет назад, в восемьдесят шестом (год двадцать седьмого съезда КПСС), какие профессии считали наиболее перспективными. Звали проектировать и строить приборы, самолеты, станки, экскаваторы, телевизоры и радиоприемники. Спустя десять лет после исторического съезда большинство инженеров и квалифицированных рабочих из тех, кто поактивнее, ездили в Турцию и Китай с огромными сумками, занимаясь импортозамещением. Ведь что, собственно, означает это слово? Замещение импортом отечественных товаров? Замещение импорта отечественными товарами? Замещение импорта гипнозом и престидижитацией? Известно: язык что дышло, как повернёшь, так и вышло, выходит и будет выходить.
Сегодня завлекают в IT-область, хотя вместо масла вологодского или крестьянского на хлеб труженикам IT всё чаще приходится мазать пальмовое, утешаясь, что так оно гораздо полезнее для Родины. А что будет через тридцать лет, сказать-то скажут, но верить этому не следует.
И потому, быть может, стоит вернуться к основам, к модульному характеру обучения, учить не профессии, а навыкам. Вот знаменитый поэт Некрасов учился в гимназии скверно, урокам предпочитал трактир, где наловчился в картёжной игре. И карты кормили его всю жизнь, и кормили щедро, а древнегреческий и латинский языки, которые вдалбливали в гимназии, остались втуне.
Слепо следовать Некрасову смысла мало, то был девятнадцатый век, а сегодня двадцать первый. Я бы, напротив, языки учил. Английский и китайский (японский – для тех, кого выведет на орбиту ракета-носитель). Причём учил бы с первого класса. Всерьёз. Чем лучше, тем лучше. Это первый модуль. Арифметика с навыками устного счета – второй модуль. Риторика – третий модуль. А там оглядеться и подумать, что дальше.
Мне кажется, что для гражданина без ракеты, способной вывести на геостационарную орбиту, подальше от очагов напряжённости, востребованными будут две основные специальности – воина и мастера-на-все-руки. Уже сегодня мы видим, что отдельные субъекты федерации имеют собственную армию. Дальше – больше, нет армии, нет и субъекта, потому выбор будет простой: либо тебя грабят и белые, и красные, либо грабишь ты, попеременно вступая в ряды то белых, то красных. Потому я не только приветствую начальную военную подготовку в школе – я не прочь, чтобы она стала основным предметом средней школы. Вторым основным предметом средней школы должно стать земледелие. Причем не только традиционное, но и городское. Чтобы в условиях многоэтажного дома выращивать грибы, овощи и мелкую, но полезную живность – кроликов, кур, мясных лягушек и медоносно-сторожевых пчёл. В подвале, на балконе, на стенах и крыше. Третий основной предмет – рукоделье. Шить, паять, лудить строгать, клеить, лучину щепать, а корпию щипать. Этому как бы и сегодня учат, но именно как бы. Сломается вещь, к примеру, наушники, там и нужно-то разъём перепаять, а либо в ремонт, либо на помойку. Не дружит молодёжь с паяльником в хорошем смысле этой дружбы. Не знает ещё, что в условиях импортозамещения работать на помойку глупо.
Ну, а в высшей школе, помимо шлифовки уже полученных общечеловеческих навыков, неплохо заняться чем-нибудь злободневным, в пределах горизонта. Тут, основываясь на непосредственных впечатлениях, можно и в юристы, и в экономисты, и в операторы-механики дронов двойного назначения, и даже на марсианское отделение Санкт-Петербургского горного университета подать заявление, пусть меня научат. Ведь основа заложена здоровая. Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что геолог, владеющий стрельбой с обеих рук, способен добиться большего, нежели простой геолог. Хороший стрелок везде пригодится, независимо от цвета обложки диплома.