Есть в космологии такой парадокс Ферми. Говорит он о том, что если законы и условия движения материи одинаковы во всей Вселенной, то она должна изобиловать инопланетянами. Которых мы, по каким-то причинам, не наблюдаем… И вот в робототехнике тоже можно сформулировать похожий парадокс. Если роботы хороши и перспективны, то почему же мы столь мало наблюдаем роботов вокруг нас?
Действительно, роботов очень и очень мало. Особенно в быту. Не считая вошедшей в быт советских людей в конце «брежневской» эпохи стиральной машины-автомата, прижились только робот-пылесос да его младший братец, с помощью пары вакуумных присосок ползающий по гладким поверхностям, натирая до блеска оконное остекление, зеркала, кафель, стеклянные столики… Ну, за океаном вроде бы начинают предпочитать для стрижки газонов робота-косильщика, более рентабельного, чем мексиканец нелегал… (В стране родимых осин гастарбайтер с триммером обходится дешевле.)
Так в чем же дело? Почему робототехника вползает в жизнь столь медленными темпами. Ну да, вон в ближайшем гипермаркете большинство касс оказалось автоматами. А на региональном складе этой торговой сети трудятся автоматические штабеллеры и погрузчики (фотографировать которые торговцы не дают – обещали когда-то создавать рабочие места для аборигенов, но робот оказался трезвее и бесконфликтнее…). И все… А почему?
Почему компьютеризация фантастическими темпами вымела на свалку– ну, или на чердаки и в сараи самых запасливых – счетные и пишущие машинки, каталожные шкафы, фотоувеличители и кинопроекторы, стойки с винилом и VHS-кассетами? Да потому, что сумела воспользоваться главным преимуществом индустриализации – унификацией! Потому, что ее «унитарный патрон», бит, позволяет – будучи взят, обработан и сохранен в должных количествах и с нужной скоростью – решать практически любую задачу работы с информацией.
А обрабатывать и хранить эти самые биты позволяет цифровая схемотехника и технологии массовой памяти. Для всей планеты на нескольких сверхдорогих и сверхсложных заводах по сверхизощренным технологиям делаются одинаковые или однотипные устройства. Которые в силу массовости объемов производства стоят крайне дешево и позволяют заменять многочисленные информационные устройства аналогового периода технологической эры.
А почему мы не видим такого экспоненциального взлета роботизации? Да потому, что робот-то разнообразен. Да, процессоры и схемы управления у них более-менее унифицированы. Ну и базовый софт тоже. А дальше пошло свое-индивидуальное. Которое в силу этой самой индивидуальности обходится в проектировании и производстве дорого. И в результате высокой цены не может найти достаточно массового покупателя. Что создает замкнутый круг… И как из него выйти?
Вот любопытный пример, демонстрируемый нам Пентагоном, о котором рассказывают Defense Systems – Army testing swarms of small drones. Армия США в начале сентября 2015 года провела интереснейшие эксперименты по прорыву обороны условного противника. Для этого они не использовали сверхдорогие аппараты-невидимки и всякое там гиперзвуковое оружие, на которое обожают тратить деньги налогоплательщиков ВВС. Нет, акцент был сделан на дешевизну массовой продукции.
На армейскую службу был призван квадрокоптер Iris компании 3-D Robotics, менее штуки баксов за штуку. Конечно, их пришлось малость доработать – навесить на машинку аккумулятор помощнее, камеру да взрывчатку (эта пока в виде имитатора…). И что же получается? Такой сверхдешевый дрон-призывник способен находиться в воздухе до четверти часа. Он малошумен и малозаметен. И из-за малых размеров малоуязвим – в смысле, ему хватит и малоимпульного патрона, но чтобы попасть в него этих патронов надо сжечь очень уж много.
А использовать против такой дешевки управляемое оружие будет крайне накладно. Тем более, что армейцы – пехотинец нынче продвинут почти до уровня артиллериста былых времен – разработали софт, позволяющий дронам объединяться в сеть, и, выстроившись роем (swarm), прорывать оборону противника. Часть предельно дешевых машин будет потеряна, приняв огонь на себя и перегрузив систему массового обслуживания, но остальные найдут и уничтожат цели. С высоким экономическим эффектом – как показали учения на полигоне White Sands Missile Range.
Но военное применение интересно как пример. Оно не очень важно с главной – экономической – точки зрения. Человека убить можно только раз. А вот продавать ему еду, одежду, кров, самобеглые коляски и всяческие услуги можно постоянно. И пример объединения роботов в рой куда интереснее, если подумать над его гражданским, общеэкономическим применением. Наглядных примеров этого пока нет, но рассуждения уже есть – 4 Challenges Holding Back Swarm Robotics.
Тут речь идет о более полезных и более сложных применениях роя роботов. Если армейские дроны роем – это аналог «звездной», всеракурсной атаки Второй мировой, перегружавшей систему массового обслуживания ПВО , а то и «человеческих волн», практикующихся на Западном фронте Первой мировой, да и в Ирано-Иракскую , то рой роботов гражданских – это воспетая Шаляпиным артель работников. Артель, сообща делающая то, что каждый робот не в состоянии осилить в одиночку.
Ну, например, вместе везущие груз, который каждый из роботов не в силах поднять сам по себе. А за счет массового выпуска таких роботов-модулей, их суммарная стоимость окажется меньше, чем стоимость одной крупной машины. Да и эксплуатационные расходы будут куда ниже, может один робот привезти пиццу – посылаем его. Пришла посылка покрупнее – ее тащит пара киберкурьеров. И – так далее…
Очень просто на словах. И очень сложно сконструировать такой универсальный модуль. Очень сложно добиться взаимодействия этих модулей для решения различных реальных задач. Ну, хотя бы что бы они парой, пылесося различные помещения, собирались периодически и помогали друг другу опорожнять контейнеры для мусора. В реальности же пока решаются столь скромные задачи, как научить рой роботов следовать за прикосновениями пальцев…
Задач очень много, но и выигрыш будет крайне велик. Самая универсальная конструкция сможет производиться самым массовым тиражом. Следовательно, каждый модуль по отдельности будет предельно дешев и сможет получить максимальный объем сбыта. А уж потом к нему будут подкупаться и подкупаться собратья, и все более изощренный и умелый софт. Прекрасная и перспективная бизнес-модель, если получится ее реализовать на практике. Вполне позволяющая встать на дорогу, ведущую как к Туче из «Непобедимого», так и к шустрам из «Осмотра на месте»…