С тех пор, как в мобильных устройствах установился современный миропорядок — а именно, власть поделена между Apple и Google — не прекращаются попытки выяснить, чья платформа лучше. Вопрос без уточнений очевидно бессмысленный, но горячий, почему и стал причиной холивара. Занимать ту или другую сторону я не собираюсь — навоевался в своё время за Linux 😉 — но хочу обратить ваше внимание на любопытный парадокс, вероятно, оказавший и продолжающий оказывать влияние на расстановку сил. Речь о том, как скорость обновления мобильной операционной системы меняет предпочтения масс.
Те из вас, кто следит за ситуацией, конечно, знают: iOS и Android обновляются принципиально по-разному. И дело не только в том, что новые версии операционки Apple обычно сопровождают и новые модели её смартфонов/планшеток, тогда как у гугловской платформы такой одновременности нет и по понятной причине быть не может (Google ведь не одна выпускает мобильные устройства и принуждать партнёров делать это в один день не пытается). Есть более важное отличие. Новая версия iOS обычно очень быстро начинает доминировать над предыдущими, тогда как новая версия Android и годы спустя может доминирующей не стать.
Эту разницу замечательно иллюстрируют последние версии систем: Android 5.x и iOS 9. Первая на рынке уже год, но до сих пор не управляет и четвертью устройств, обращающихся к магазину приложений Google Play Store. Вторая доступна меньше месяца, но уже установлена почти на двух из каждых трёх смартфонов и планшеток, навещающих Apple App Store.
Почему так происходит, в общем, понятно. Оба гиганта стараются, чтобы новая версия системы пригодилась как можно большему числу пользователей. Но если у Apple есть реальная возможность активно влиять на ситуацию, поскольку «железо» она делает сама и экосистему iOS контролирует единолично, у Google такой возможности нет, а точнее, она в значительной степени теоретическая. Да, апдейты Android должны вставать не только на самые современные устройства, но и на модели прошлых поколений. Однако фактическое разнообразие мобильных устройств так велико, а власть Google над производителями так незначительна (сводится к рекомендательной), что апдейт операционки доходит до конечного пользователя в лучшем случае с задержкой (после того, как его адаптируют для конкретной железки), либо не доходит вообще. Вот так и формируется монолит iOS и пёстрое племя Android.
Впрочем, повторюсь, всё это вам и так скорее всего известно. Нюанс, над которым я предлагаю задуматься, состоит в отношении к такому положению дел. Хорошо или плохо, что масса Android-устройств вечно управляется множеством версий системы? Хорошо или плохо, что iOS-устройства всегда синхронны, всегда используют самую свежую версию ОС?
Классическая точка зрения, диктуемая здравым смыслом, предполагает одобрение Apple и критику Google. В самом деле, что хорошего в том, что под одной маркой на самом деле работают сотни миллионов слабосовместимых устройств? Это делает проблематичным написание прикладных программ, превращает в проблему исправление обнаруженных системных ошибок, а в сумме наверняка сказывается и на отношении пользователей к бренду. Но вот ведь какая штука: изучение реакции пользовательской массы на релизы свежих устройств и версий систем даёт повод предположить обратное.
Я говорю о феномене «медленного «Айфона», подмеченном ещё в прошлом году, но до сих пор остававшимся сравнительно малоизвестным — и только за последнюю неделю получившим огласку. Суть очень простая. Сделайте вот что: попробуйте узнать, как часто сетяне ищут в поисковиках рецепты для ускорения работы своих мобильных телефонов. Сделать это можно, например, воспользовавшись удобным инструментом Google Trends. Вбейте в него запрос «slow iPhone» и заставьте построить график с момента выпуска первого смартфона Apple, то есть с середины 2007-го года. Вот какую картинку вы получите (голубая кривая). На красную ломаную пока внимания не обращайте.
Осмыслить этот график будет легче, если параллельно открыть таблицу с датами релиза новых «Айфонов» (вот она в «Википедии»). Сопоставьте то и другое — и вам станет ясно, что каждый раз после выпуска новой модели iPhone, поисковые машины регистрируют всплеск вышеупомянутых запросов. Очевидно, обладатели старых моделей телефона недовольны тем, что они начинают работать медленней, и ищут решение.
Относительно того, что движет сетянами в данной ситуации, впрочем, есть несколько мнений. Кто-то верит, что Apple умышленно заставляет новые версии iOS работать медленней на старых устройствах — тем самым подталкивая аудиторию к покупке нового телефона. Другие считают проблему естественной, неизбежной: новые версии операционной системы, конечно, лучше адаптированы к новому железу, а потому медленней на старом. Наконец, третьи видят проблему психологической: новый телефон — это всегда и новый процессор, и новая «графика», так что он, естественно, работает быстрее старых моделей, и ни старое железо, ни новый софт в этом не виноваты (и даже скорость на самом деле не изменилась!).
Но самое интересное начинается, когда пытаешься сравнить степень неудовлетворённости «Айфоном» с тем же показателем для «Андроида». У гугловской платформы, к сожалению, нет одной наиболее популярной модели смартфона, но в общем и целом (проверьте, если хотите) кривые для всех самых известных марок (Galaxy, Nexus и пр.) примерно повторяют форму кривой для запроса «slow Android». Она как раз и проведена красным. Чем она отличается от кривой для iOS? Отсутствием ярко выраженных всплесков: она стабильно растёт с течением времени. Как, чем это объяснить? Вероятно, тем, что релизы Android (и операционной системы, и устройств) «размазаны» во времени.
Но важнее и интересней не объяснять, а поставить себя на место среднестатистического обладателя Android-устройства и попытаться взглянуть на мобильную платформу его глазами. Получается, что, в отличие от пользователя iOS, он избавлен от повторяющихся ежегодно кризисных периодов, когда начинает казаться, что настал конец света, потому что любимый телефон вдруг начал нещадно тормозить!
У недовольства «яблочников», как и у всего, что касается психологии толпы, наверняка есть кумулятивный эффект: сосредоточенное в коротком промежутке времени, такое недовольство «бьёт по мозгам» сильнее, чем если бы те же самые люди испытывали неудовлетворение от работы своих телефонов в разные моменты. И, вероятно, это больше отталкивает пользователей, активней толкает их на эксперименты с другими мобильными ОС. Да, это только лишь версия, догадка. Но соотношение масс в абсолютном выражении говорит в её пользу. «Айфон» к настоящему моменту продан тиражом всего около 800 миллионов штук. Android-телефонов поставляется больше одного миллиарда каждый год. Рецепт «Поспешай не торопясь» в действии!
P.S. В статье использованы иллюстрация Tsahi Levent-Levi, графика Google.