Со смешанными чувствами наблюдаю я за истерией вокруг «Кинопоиска». Мне смешно смотреть, как люди мутузят друг друга из-за веб-сайта с такой горячностью, будто речь о смысле жизни или отобранной пенсии. Мне грустно — потому что участники этой истории (со всех сторон! Что владельцы, что пользователи, что обиженные невниманием основатели) так и не извлекли из неё урока. Размяли кулаки и разошлись довольные — одни тем, что не сдались без драки, другие тем, что смогли заставить оппонента проглотить его правду вместе с зубами. Но истинную причину случившегося так никто и не назвал! А ведь тут ничего хитрого, никаких секретов. Разве что требуется некоторое знание компьютерной истории и одно неприятное (для вовлечённых в конфликт) признание. Я расскажу, если у вас есть пять минут.
Впрочем, начну всё же с героя. Вкратце, случилось вот что. Два года назад «Яндекс» за хорошие деньги (называется сумма в $80 млн.) приобрёл популярный веб-сайт kinopoisk.ru. Обычный, в общем-то, ресурс для любителей кино, разве что с функционалом выше среднего: статистика и социальные функции, мобильное приложение. Довёл его месячную аудиторию до 30 млн. человек и задумал масштабную перестройку — результат которой и был предъявлен 8 октября: внешний вид привели в соответствие с другими компонентами портала, осовременили (больше графики, больше привязок к сторонним сервисам, в том числе платным) и (функционально) сократили. Вслед за чем разразилась буря.
Пользователи новый вид не приняли категорически. И как человек, заставший первые годы Рунета, скажу вам, что редко в нашем виртуальном болоте случается что-то такого масштаба! Невероятное количество статей, блогов, интервью, постов. Протестная петиция за подписью 45 тысяч человек. Наконец, явная реакция «Яндекса», на этой неделе откатившего сайт к старой версии и уволившего часть команды «Кинопоиска» (правда, похоже, не за промашки в работе, а за нарушение договора о неразглашении).
И каждый недоволен чем-то своим! Одни пеняют на неприятный внешний вид — сильно отличающийся от насыщенного текстом прежнего: мол, старый дизайн был логичным, поскольку в базе сервиса очень много информации. Другие критикуют урезанный функционал: кому-то не лень было даже составить список пропавших функций из полсотни пунктов! В их понимании новый «Кинопоиск» стал не проще, а примитивней. Третьи — да, я про основателей — сетуют, что не спросили их. Будто бы их участие могло что-то исправить!
Так что же произошло, в чём причина? А она не промашках дизайнеров, не в ущербном функционале, она даже не в этом конкретном сайте. Причина в масштабном сдвиге технологий, который все мы переживаем последние пять лет. И чтобы проиллюстрировать это, я предлагаю отвлечься на минуту от интернета и вспомнить историю одного из самых популярных компьютерных приложений всех времён и народов: Norton Commander.
Сегодня среднестатистический пользователь не узнает NC, увидев на экране. А ведь когда-то с этих голубых окошек начиналась и заканчивалась работа на PC! Norton Commander, или просто «Нортон», появился в середине 80-х годов и стал одним из родоначальников класса файловых менеджеров, т.е. программ для манипуляций с файлами. Он не был первым, не был единственным, но стал самым успешным и породил множество отпрысков. В те далёкие времена операционные системы были текстовыми, так что элементарные действия над файлами — копирование, поиск, права, сравнение, создание каталогов и т.п. — требовали знания системных команд. «Нортон» это исправил: в нём всё перечисленное и многое другое можно выполнять, просто выбирая нужные пункты из меню.
Это было очень удобно! И даже когда сменилась парадигма и командную строку сменили «окна», файловый менеджер как класс не исчез. Да, «Нортон» постепенно сошёл с арены, но эстафету приняли другие программы, построенные аналогично. Одной из таких, Midnight Commander, я лично пользуюсь по сей день — как и миллионы пользователей Linux по всему миру. Почему? Да всё по той же причине: это по-прежнему очень удобно! Фактически, многие операции с файлами в MC выполняются быстрее, нежели орудуя мышкой в «окнах».
Но вот беда: во второй половине нулевых, с появлением «пальцевого интерфейса», компьютерный мир снова сменил парадигму. От операционных систем, приложений, веб-сайтов теперь в обязательном порядке требуется кое-что новое — а именно, приемлемая информативность при отображении на (физически) небольшом экране и удобство использования на нём же. Что ставит крест на обожаемом мной MC, как и вообще всех отпрысках «Нортона». Работать с ними на смартфоне или планшетке невозможно: управление ведётся не так (нет курсорных клавиш!), текст слишком мелкий, его слишком много. И хоть мы, конечно, будем за MC цепляться, и лично в моей системе он наверняка будет стоять и пять, и десять лет спустя, обращаться к нему я стану реже — потому что неизбежно будут наработаны новые инструменты для управления файлами, а скорее всего и сама концепция файлов-документов-приложений будет изменена (это уже происходит, см. «Пришествие Ubuntu Touch»).
Другое дело, что никто не предъявляет нам ультиматум, не назначает крайнего срока, когда мы обязаны будем отказаться от любимой программы. Слава богу, MC — приложение свободное, и даже если оно не приносит денег, его поддерживают энтузиасты. Вот почему мы с коллегами, даже попав в жернова истории, можем не изменять старой привычке сразу. Но отсюда же понятно, что позволить себе такую роскошь могут не все.
И яндексовский «Кинопоиск» как раз из таких. Сервису под полтора десятка лет, он начинался в ранние нулевые, когда и мобильного интернета-то ещё по сути не существовало. Ничего удивительного, что и шёл он по обычному для того времени пути: наращивал функционал. И, конечно, стал анахронизмом. Откройте его в браузере на смартфоне — вам всё видно? Вам правда удобно рыться в этой серой каше из текста, цифр, графики? Чтобы было с чем сравнить, откройте там же beta.kinopoisk.ru, куда переехала новая версия. Совсем другая история, правда? Этим сайтом можно управлять пальцем и информации тут намного меньше, так что лупа не нужна.
Так как же должно было произойти правильное обновление «Кинопоиска»? С учётом опыта софтверной индустрии. Не навязывать новый продукт аудитории, а запустить его параллельно, вычищая в то же время баги. И потом — не в бесконечные, конечно, сроки, а, скажем, через несколько месяцев — сделать замену старого на новое. Так что руководители «Кинопоиска», конечно, ошиблись — но только со сроками, с тактикой, а не с тем, в чём их все обвиняют: не с дизайном, не с функционалом! И обиженные основатели ничем не лучше: у них уже был шанс адаптировать сайт под мобильные реалии, они этого не сделали.
Что же до пользователей… Господа и дамы, с пеной у рта доказывающие владельцам «Кинопоиска» их неправоту, утритесь! За двенадцать лет работы сервиса вы так и не смогли сделать его прибыльным. Вы не платите и за вас не платят, а потому ваше мнение в судьбе сервиса давно ничего не решает. «Кинопоиск» не свободный проект, живущий на энтузиазме. «Яндекс» теряет на нём настоящие деньги — и он либо станет их приносить, либо исчезнет, как исчезает всё, отжившее своё. Приятного просмотра!
P.S. В статье использована иллюстрация Isengardt.