Седьмого ноября один из десяти сохранившихся экземпляров первого ПК был продан на аукционе Breker в Германии за $36500. Kenbak-1 был выставлен на специальной распродаже Automata & Fine Toys и стал самым ценным лотом, вызвав ожесточённые торги.
Существует много мнений о том, какое устройство считать первым персональным компьютером. В широком смысле им являлся и вычислительный аппарат Simon, представленный осенью 1950 года. Хотя его архитектура и была основана на электромагнитных реле, он удовлетворял критериям компьютера – мог выполнять наборы инструкций (загружая их с перфоленты) и выводить результат вычислений (кодируя его включением определённых ламп или записывая на другую перфоленту). У «Саймона» даже были два регистра, хранящие по биту данных, и пять кнопок управления.
Согласно же официальной позиции Музея вычислительной техники в Бостоне, первым серийным и коммерчески доступным ПК стал Kenbak-1. Эта модель появилась в 1971 году – за пять лет до Apple I и за четыре до Altair 8800. Вместе с тем, вышедший в 1970 году Datapoint 2200 также имел все шансы быть наречённым «первым ПК». По неясной причине его традиционно считают «первым массовым программируемым терминалом», хотя технически он гораздо ближе к персональным компьютерам, чем Kenbak-1.
Если у «терминала» Datapoint 2200 уже был хотя бы примитивный дисплей (80×12 символов), то Kenbak-1 обходился без него (вывод данных отправлялся на печать). Объём памяти Kenbak-1 составлял всего 256 байт, в то время как у Datapoint 2200 было 2 КБ в базовой комплектации и 16 КБ в расширенной.
Самое большое удивление сегодня вызывает тот факт, что у Kenbak-1 даже не было микропроцессора. Как и у многих предшественников, его роль выполняли громоздкие схемы транзисторно-транзисторной логики (ТТЛ) – множество биполярных транзисторов вперемешку с резисторами разного номинала, распаянных вручную на одной или нескольких платах. Тем не менее, такая схема в Kenbak-1 копировала логику Intel 8008 и выполняла тысячу команд в секунду – отличный показатель по тем временам!
Создателем Kenbak-1 стал Джон Бланкенбейкер (John Blankenbaker). Идея сделать доступный компьютер для решения простых задач появилась у него в 1949 году после того, как он узнал об ENIAC. Закончив Университет штата Орегон, Джон в 1958 году описал архитектуру своего будущего компьютера.
Самым сложным оказалось найти деньги на производство. Инвесторов идея не заинтересовала. В то время мало кто понимал, что такое «компьютер», а идея сделать его персональным и вовсе казалась странной.
Сбор средств вёлся методом краудфандинга (хотя его ещё так не называли) через подписчиков журнала Scientific American. Только к 1970 году у Бланкенбейкера появилась достаточная сумма и техническая возможность начать производство.
Первый компьютер был собран в гараже его дома в Лос-Анджелесе. Затем он основал компанию Kenbak, и через год стал предлагать всем желающим компьютер, умещающийся на столе. На момент начала продаж в далёком 1971 году Kenbak-1 стоил $750.
Модель за номером 0185, повторно проданная на аукционе через 44 года, работает до сих пор. Пускай её номер не вводит в заблуждение. За три года компанией «Kenbak» было выпущено всего сорок компьютеров.
Сейчас Джону очевидна причина провала. С самого начала он создавал свой ПК как средство обучения школьников и студентов, но протолкнуть его в сферу образования оказалось невозможным. Слишком консервативно были настроены колледжи и университеты.
«Мне следовало ориентироваться на увлечённых людей и предлагать Kenbak-1 как компьютер для хобби», – вспоминает Бланкенбейкер. Спустя год-два эту нишу заняли более сильные игроки – MITS, Apple и другие.
Раритетные компьютеры часто рассматривают как хорошее капиталовложение. Наряду с ретро-автомобилями, легендарные модели ПК только растут в цене с каждым годом. Накануне торгов аудиторы бостонского музея оценили текущую рыночную стоимость Kenbak-1 в пять тысяч долларов. С этой стартовой цены лот быстро взлетел и был продан в семь раз дороже. Никакие экспертные мнения не позволяют заранее оценить изменчивые аппетиты коллекционеров.