Двадцать персональных летательных аппаратов и два тренировочных симулятора получит до конца года одна из дубайских пожарных команд. В борьбе с огнём им будут помогать ранцы Martin Jetpack P12 – первая и пока единственная серийно выпускаемая модель. Джетпаки позволят пожарным быстрее тушить очаги возгорания в высотных зданиях, среди которых есть и самое высокое в мире – небоскрёб Бурдж-Халифа высотой 828 метров.
На первый взгляд, ранцы Martin Jetpack P12 подходят для этих задач идеально. Каждый из них может поднять в воздух одного пилота на высоту до 915 метров. Первые серийно выпускаемые образцы этих джетпаков были показаны в январе. За это время модель была доработана: появился продвинутый режим дистанционного управления, а предельная масса полезной нагрузки увеличена со ста до ста двадцати килограмм.
По традиции такие ранцы называют «реактивными», хотя никакой реактивной струи в данном случае они не создают. В модели P12 используются воздушные винты, установленные в кольцевых обтекателях справа и слева от пилота. Управление джетпаком находится на ручках – как у мотоцикла, только с большим числом степеней свободы.
Особенность тушения пожаров в высотных зданиях состоит в том, что добраться до верхних этажей исключительно сложно. Лифты остановлены, внутренние лестницы задымлены или частично завалены, а пожарные лестницы слишком коротки. Конечно, небоскрёбы оснащаются и автоматическими противопожарными системами, но это далеко не стопроцентная защита.
Отдельная задача – эвакуировать пострадавших с верхних этажей. Батут под небоскрёбом не расстелешь, тросы с замедлителем спуска (высотные самоспасатели) есть у единиц, да и не всегда ими можно воспользоваться. Вертолёты тоже мало помогают – большой диаметр винта не позволяет им приблизиться на безопасное для эвакуации расстояние. Поэтому пожарный расчёт обычно проникает в высотное здание двумя путями: снизу и с крыши, уводя (или вынося) людей тем же путём.
В том же Бурдж-Халифа реально доступными для оперативной эвакуации остаются первые восемнадцать и последние десять – пятнадцать этажей. Всего же их 163, причём квартиры расположены в самой труднодоступной (средней) части башни – с 44 по 72 этаж и с 77 по 108 этаж. При таком размещении использовать стационарные пожарный лестницы малооправданно. Редкий человек способен спустится по ней с большой высоты во время пожара и сильного стресса.
К сожалению, грузоподъёмность джетпака позволяет пожарным непосредственно эвакуировать с их помощью только детей. Взлётная масса рюкзака составляет 330 кг, из которых почти вся полезная нагрузка приходится на самого пилота и его снаряжение. Однако по воздуху пожарный сможет доставить противогаз и другие средства спасения, а также скоординировать эвакуацию традиционными методами.
Объём топливного бака в рюкзаке составляет 45 л. Его хватает примерно на двадцать – тридцать минут полёта (в зависимости от режима) или несколько подъёмов/спусков.
Дубайский контракт был заключён на авиашоу, где компания Martin Aircraft представила свои ранцы именно как ПЛА для пожарных и служб спасения. Он станет не только отличной рекламой, но и мощным стимулом для создания подобных устройств другими разработчиками.